Екатеринбург |
N Ф09-4954/10-С5 |
05 июля 2010 г. |
Дело N А76-25158/2009-6-883/255 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Макарова В.Н.,
судей Гайдука А.А., Митиной М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2010 по делу N А76-25158/2009-6-883/255 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - общество "ММК") о взыскании 2 552 000 руб. штрафа за задержку вагонов, предусмотренного ст. 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2010 (судья Костарева И.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "ММК" в пользу общества "РЖД" с учетом положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскано 1 276 000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 (судьи Карпусенко С.А., Рачков В.В., Махрова Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Как установлено судом, 25.07.2000 между государственным унитарным предприятием "Южно-Уральская железная дорога" (перевозчик, правопредшественник истца) и обществом "ММК" (ветвевладелец) заключен договор N 5/12 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
Параграфом 8 указанного договора в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2004 установлены следующие технологические сроки оборота вагонов: с 15 апреля по 15 октября для вагонов с одной грузовой операцией 32 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 48 часов, с 16 октября по 14 апреля для вагонов с одной грузовой операцией - 36 часов, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 56 часов.
За несвоевременный возврат вагонов общество "РЖД" на основании ведомостей подачи и уборки вагонов за сентябрь 2008 года начислило обществу "ММК" 2 552 000 руб. штрафа, отказ общества "ММК" от добровольной уплаты которого послужил основанием для обращения общества "РЖД" в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что согласно имеющимся в деле ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком была допущена задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что ч. 6 ст. 62 Устава предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисленного в соответствии со ст. 99, 100, 101 Устава.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и, приняв во внимание, что размер предъявленного к взысканию штрафа многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды установили, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.
При таких обстоятельствах, размер штрафа правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации был снижен судами до 1 276 000 руб.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки выводов судов в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешён в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы - обществу "РЖД" - в определении о принятии кассационной жалобы к производству было предписано представить доказательства уплаты государственной пошлины, однако доказательства ее уплаты заявителем в суд кассационной инстанции не представлены, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества "РЖД" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.02.2010 по делу N А76-25158/2009-6-883/255 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 2000 рублей.
Председательствующий |
В.Н. Макаров |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что согласно имеющимся в деле ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком была допущена задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что ч. 6 ст. 62 Устава предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисленного в соответствии со ст. 99, 100, 101 Устава.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и, приняв во внимание, что размер предъявленного к взысканию штрафа многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды установили, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.
При таких обстоятельствах, размер штрафа правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации был снижен судами до 1 276 000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2010 г. N Ф09-4954/10 по делу N А76-25158/2009
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4954/10