Екатеринбург |
|
20 марта 2015 г. |
Дело N А50-6780/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (ИНН: 5902290900, ОГРН: 1025900526893; далее - казначейство) на решение Арбитражного суда Пермского края 19.09.2014 по делу N А50-6780/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (ИНН: 5902293756, ОГРН: 1115902001632; далее - управление, заявитель) - Ходырева Н.В. (доверенность от 12.01.2015);
Казначейства- Половникова Р.З. (доверенность от 13.01.2015).
В Арбитражный суд Уральского округа прибыл Пермяков М.А. в качестве представителя:
от Казначейства (по доверенности 12.01.2015 N 56-07-09/12-18-84);
от Министерства финансов Российской Федерации (по доверенности от 14.01.2013 N 56-07-09/12-18-337 в порядке передоверия по доверенности от 25.12.2012 N 01-10-08/115).
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к казначейству о признании недействительным уведомления от 03.04.2014 N 56-0709/04-21-4014 о поступлении исполнительного документа, выданного на основании решения Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-13923/2013, в части требования о представлении платёжного поручения на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала").
Решением суда от 19.09.2014 (судья Морозова Т.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным уведомление казначейства от 03.04.2014 N 56-0709/04-21-4014 о поступлении исполнительного документа в части требования о представлении платёжного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа, как не соответствующее бюджетному законодательству.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 (Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе казначейство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Казначейство указывает на то, что Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом к участию в деле N А50-13923/2013 Арбитражного суда Пермского края не привлекалась, взыскание произведено с управления, поэтому п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при разрешении настоящего спора применению не подлежит; в исполнительном листе АС N 004598064 в качестве должника указан заявитель, а не Российская Федерация, в связи с чем данный исполнительный документ подлежит исполнению в порядке, определённом ст. 242.3 Кодекса.
Казначейство полагает, что перечисление бюджетополучателем взыскателю денежных средств в целях исполнения требований исполнительного листа АС N 004598064 о возмещении взыскателю судебных издержек может быть произведено лишь при наличии остатка денежных средств по ст. 290 вида расходов 831, тогда как бюджетные средства, предназначенные для выплаты заработной платы и осуществления платежей по государственным контрактам, аккумулируются на иных статьях бюджетной сметы, что исключает возможность исполнения требований такого исполнительного листа за счёт бюджетных средств, предназначенных для указанных целей, таким образом, действия казначейства никоим образом не могли привести к дестабилизации работы управления.
Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к управлению о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 671 714 руб. 92 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 201 896 руб. 80 коп. (с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.11.2013 по делу N А50-13923/2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Арбитражным судом Пермского края по делу N А50-13923/2013 21.03.2014 обществу "МРСК Урала" выдан исполнительный лист АС N 4598064 о взыскании с управления за счёт казны Российской Федерации неосновательного обогащения в сумме 1 671 714 руб. 92 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 201 896 руб. 80 коп., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 31 736 руб. 12 коп., всего к взысканию - 1 905 347 руб. 84 коп.
Общество "МРСК Урала" 03.04.2014 направило в казначейство, как в орган, в котором открыты лицевые счета управления, исполнительный лист АС N 4598064 по делу Арбитражного суда Пермского края N А50-13923/2013.
В связи с поступлением исполнительного листа АС N 4598064 казначейство вручило 04.04.2014 управлению уведомление от 03.04.2014 N 56-07-09/04-21-4014 о поступлении исполнительного документа, в котором предлагалось в течение 10 рабочих дней представить информацию в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; о представлении платёжного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Полагая, что уведомление от 03.04.2014 N 56-07-09/04-21-4014 о поступлении исполнительного документа в части требования о представлении платёжного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа не соответствует Кодексу, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что в соответствии со ст. 242.2 Кодекса судебные акты по "искам к казне" исполняет Министерство финансов Российской Федерации, а не казначейство.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Статьей 242.2 Кодекса установлен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, в соответствии с которым исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
В силу ст. 242.3, 242.4, 242.5 Кодекса органы федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 22.11.2013 по делу N А50-13923/2013 с управления за счет казны Российской Федерации в пользу общества "МРСК Урала" взысканы 1 905 347 руб. 84 коп., в том числе неосновательное обогащение в сумме 1 671 714 руб. 92 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 201 896 руб. 80 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 31 736 руб. 12 коп.
Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
По смыслу указанных норм субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
В соответствии с п. 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу п. 5.37, 5.47 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет от имени Российской Федерации юридически значимые действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Исходя из того, что по делу N А50-13923/2013 требования истца были заявлены в связи с исполнением договоров аренды земельных участков, находившихся в федеральной собственности, и руководствуясь нормами Кодекса, п. 10 типового положения об Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2011 N 67н, положениями Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н, положениями Порядка ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, утвержденного приказом Казначейства России от 26.09.2007 N 5н, правовыми позициями, изложенными в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и в п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121, суды правомерно руководствовались тем, что исполнение решения Арбитражного суда Пермского края от 22.11.2013 по делу N А50-13923/2011 должно производиться в порядке ст. 242.2 Кодекса Министерством финансов Российской Федерации.
В связи с этим суды сделали правомерный вывод о том, что направление казначейством оспариваемого уведомления в части требования о представлении платёжного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа не соответствует бюджетному законодательству и обоснованно удовлетворили требование управления.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.09.2014 по делу N А50-6780/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.