Екатеринбург |
|
23 марта 2015 г. |
Дело N А07-20260/2014 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 309-АД15-7566 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью строительная фирма "Нефтегазспецстрой" дочернее общество открытого акционерного общества "Стронег" (далее - общество СФ "Нефтегазспецстрой", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2014 по делу N А07-20260/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества СФ "Нефтегазспецстрой" - Акчурина Л.К. (доверенность от 16.03.2015 N 9), Гильфанов Ф.Ф., управляющий (протокол от 28.03.2014 N 9-ОС-НГСС).
От министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - министерство, административный орган) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество СФ "Нефтегазспецстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к министерству о признании незаконным и отмене постановления от 11.09.2014 N 352 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 900 000 руб.
Решением суда от 20.11.2014 (судья Кутлин Р.К.) заявленные требования удовлетворены частично, постановление административного органа от 11.09.2014 N 352 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части наложения взыскания признано незаконным и изменено, размер штрафа снижен до 800 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Плаксина Н.Г., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество СФ "Нефтегазспецстрой" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, постановление министерства от 11.09.2014 N 352 о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций не применены нормы материального права, подлежащие применению - Кодекс Республики Башкортостан о недрах от 28.10.1992 N ВС 13/26, закон Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-э "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", в силу которых, по мнению заявителя, осуществляя на земельном участке работы по договору подряда, он не может считаться пользователем недр и не вправе был требовать наличие лицензии у заказчика.
Заявитель жалобы полагает также, что обжалуемые судебные акты вынесены при недоказанности вины общества СФ "Нефтегазспецстрой", к участию в деле в качестве третьего лица не привлечен правообладатель земельного участка - общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма Маяк" (далее - общество "Агрофирма Маяк").
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, административным органом 06.08.2014 в ходе обследования подконтрольной территории на участке, расположенном между границами двух дамб Нижнекамского водохранилища и рекой Гнилой Танып, приблизительно в 2000 м юго-восточнее д. Старый Каинлык Краснокамского района Республики Башкортостан выявлен факт добычи общераспространенного полезного ископаемого - песчано-гравийной смеси без специального разрешения (лицензии), что отражено в протоколе осмотра места происшествия от 06.08.2014 с участием начальника участка общества СФ "Нефтегазспецстрой" Нуртдинова Р.Ф. и двух понятых.
На момент проведения осмотра на участке производились работы по погрузке песчано-гравийной смеси на грузовую автомашину марки КАМАЗ 6522-РР, государственный регистрационный номер Р251КВ 102RUS. Указанная автомашина выезжала с места погрузки, груженая песчано-гравийной смесью.
На месте выемки и погрузки песчано-гравийной смеси размещен экскаватор марки Komatusu РС-200, государственный регистрационный номер 7460МК 02RUS.
Добыча песчано-гравийной смеси осуществлена па участке длиной около 75 метров, шириной около 55 метров. Работы по добыче песчано-гравийной смеси произведены на площади около 3000 кв.м. Средняя глубина выемки песчано-гравийной смеси около 0,75 метров. Приблизительный объем добычи песчано-гравийной смеси составляет около 500 куб. м.
В ходе повторного обследования участка, расположенного между границами двух дамб Нижнекямского водохранилища и рекой Гнилой Танып, в 2000 м юго-восточнее д. Старый Каинлык Краснокамского района Республики Башкортостан, 12.08.2014 выявлено производство работ по добыче и погрузке песчано-гравийной смеси на грузовые автомашины марки: КАМАЗ 6522-РР, государственный регистрационный номер Р251КВ 102RUS, КАМАЗ 6522-РР, государственный регистрационный номер Р211КВ 102RUS, МАЗ 5516, государственный регистрационный номер И377УВ 103RUS, принадлежащие обществу СФ "Нефтегазспецстрой", что отражено в протоколе осмотра места происшествия от 12.08.2014. Указанные автомашины выезжали с места погрузки, груженные песчано-гравийной смесью.
Выемка и погрузка песчано-гравийной смеси осуществлялась экскаватором марки Komatsu РС-200, государственный регистрационный номер 7460 МК 02RUS.
Работы по добыче песчано-гравийной смеси произведены на площади 3700 кв.м. Средняя глубина выемки песчано-гравийной смеси - около 1 метра. Приблизительный объем добычи песчано-гравийной смеси составил около 3700 куб.м. Песчано-гравийная смесь вывозилась на отсыпку дорожного полотна.
Автомашины, производившие вывоз песчано-гравийной смеси с участка, расположенного между границами двух дамб Нижнекамского водохранилища и рекой Гнилой Танып, приблизительно в 2000 м юго-восточнее д. Старый Каинлык Краснокамского района Республики Башкортостан принадлежат обществу СФ "Нефтегазспецстрой", что подтверждается представленными во время обследования путевыми листами, справкой РЭО ГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нефтскамский" от 21.08.2014.
Общество СФ "Нефтегазспецстрой" не имеет лицензии на право пользования недрами на указанном участке, а также не является собственником, землепользователем, землевладельцем и арендатором указанного земельного участка под несанкционированно разрабатываемым карьером.
По условиям договора подряда от 24.07.2014 N 72 общество "Агрофирма Маяк" поручает обществу СФ "Нефтегазспецстрой" выполнение работ по коренному улучшению земель обшей площадью 3 000 000 кв.м, расположенных на земельном участке между границами двух дамб Нижнекамского водохранилища и рекой Гнилой Танып. собственными и привлеченными силами в соответствии с условиями договора. Состав работ включает: создание лугов, пастбищ: культур, технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного использования неинвентарного характера, расчистка земель от леса, кустарника, пней, песчано-гравийной смеси.
Государственным инспектором вынесено определение от 07.08.2014 о возбуждении в отношении общества СФ "Нефтегазспецстрой" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя названного общества составлен протокол от 03.09.2014 N 22 об административном правонарушении.
На основании материалов административного дела в присутствии представителя названного общества министерством вынесено постановление от 11.09.2014 N 352 о привлечении общества СФ "Нефтегазспецстрой" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 900 000 руб. за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами.
Не согласившись с данным постановлением, общество СФ "Нефтегазспецстрой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества СФ "Нефтегазспецстрой" состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для освобождения от административной ответственности, однако сочли возможным изменить размер штрафа, подлежащего взысканию, определив меру ответственности в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу ст. 2.3, п. 6.1, 6.2 ст. 3 Закона о недрах к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные и местные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Башкортостан, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 570-р, Госгортехнадзора России N 23, Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2003 N 522, общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности, природные смеси глины со щебнем, галькой, гравием и песком для строительных работ.
Таким образом, песчано-гравийная смесь является общераспространенным полезным ископаемым и ее добыча должна осуществляться на основании специального разрешения - лицензии.
В силу ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество СФ "Нефтегазспецстрой" осуществляло добычу общераспространенного полезного ископаемого - песчано-гравийной смеси на участке недр, расположенном между границами двух дамб Нижнекямского водохранилища и рекой Гнилой Танып, в 2000 м юго-восточнее д. Старый Каинлык Краснокамского района Республики Башкортостан при отсутствии соответствующей лицензии на пользование недрами, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества СФ "Нефтегазспецстрой" о том, что действия названного общества не могут расцениваться как добыча полезного ископаемого, поскольку работы выполнялись по договору, заключенному с обществом "Агрофирма Маяк", исследованы судами и обоснованно отклонены как противоречащие материалам дела.
Из объяснений управляющего общества СФ "Нефтегазспецстрой" Гильфанова Ф.Ф. следует, что он подтверждает факт вывоза песчано-гравийной смеси 06.08.2014 в количестве 500 куб.м. техникой КАМАЗ 6522 - 2 единицы, МАЗ 5516 - 1 единица с земельного участка, расположенного между границами двух дамб Нижнекамского водохранилища и рекой Гнилой Танып. Кроме того, согласно условиям договора подряда от 24.07.2014 N 72 заявитель должен оплатить обществу "Агрофирма Маяк" стоимость вывезенной песчано-гравийной смеси в размере 2 900 000 руб., что подтверждает добычу, вывоз и использование песчано-гравийной смеси на собственные нужды.
Довод о том, что согласно представленным обществом СФ "Нефтегазспецстрой" фотоматериалам, вывозимая песчано-гравийная смесь использована обществом "Агрофирма Маяк" для своих нужд судами рассмотрен и отклонен.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о подтверждении материалами дела факта того, что добычу общераспространенного полезного ископаемого - песчано-гравийной смеси на участке недр в отсутствие лицензии осуществляло именно общество СФ "Нефтегазспецстрой".
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно не принят во внимание договор подряда от 08.08.2014 N 84, поскольку заключен сторонами после составления протокола осмотра места происшествия от 06.08.2014 и возбуждения дела об административном правонарушении (07.08.2014).
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что вина общества СФ "Нефтегазспецстрой" заключается в том, что при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить факт пользования недрами без лицензии, предпринять своевременные меры по их устранению, но не сделало этого.
Административным органом установлено, что доказательств осуществления заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения таких требований закона не представлено.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о доказанности наличия в действиях общества СФ "Нефтегазспецстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем суд первой инстанции, определяя обществу СФ "Нефтегазспецстрой" меру ответственности в размере 800 000 руб. штрафа, обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 4 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исследуя имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции установил отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при этом признал в качестве смягчающего обстоятельства совершение обществом СФ "Нефтегазспецстрой" правонарушения впервые.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом выявленных им смягчающих ответственность обстоятельств обоснованно изменил постановление административного органа в части назначения наказания.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя жалобы выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2014 по делу N А07-20260/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью строительная фирма "Нефтегазспецстрой" дочернее общество открытого акционерного общества "Стронег" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В.Анненкова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Административным органом установлено, что доказательств осуществления заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения таких требований закона не представлено.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о доказанности наличия в действиях общества СФ "Нефтегазспецстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Пунктом 4 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 марта 2015 г. N Ф09-1174/15 по делу N А07-20260/2014