Екатеринбург |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А07-14535/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Фоминой К.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" (далее - общество "ПРИНЦИПАЛ ГРУП", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2014 по делу N А07-14535/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель общества "ПРИНЦИПАЛ ГРУП"- Вахрамеев А.А. (доверенность от 12.01.2015).
Полномочия представителя проверены Арбитражным судом Кемеровской области.
Общество "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий государственного казённого учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - учреждение, заинтересованное лицо) по фиксации в акте от 13.04.2014 N 756 превышения установленных ограничений при проведении весового контроля транспортного средства.
Решением суда от 26.09.2014 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 (судьи Малышева И.А., Плаксина Н.Г., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы полагает, что функции осуществления контроля за соблюдением правил и порядка пользования автомобильными дорогами, а также за сохранностью федеральных автомобильных дорог общего пользования, проведения весового контроля транспортных средств являются функциями государственного надзора, осуществляются соответствующими государственными органами и не могут быть переданы хозяйствующим субъектам на основании соглашений, гражданско-правовых договоров.
Соответственно, заявитель жалобы считает, что составление учреждением акта от 13.04.2014 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, при проведении весового контроля (ППВК-7) на 26 км автодороги Кропачево-Месягутово-Ачит транспортного средства - грузового автомобиля в составе: автопоезд MAN TGS 19.400 4х2BLS-WW, государственный регистрационный номер M629AE, полуприцеп SCHMITZ S01, государственный регистрационный номер AK 8180 42, принадлежащего обществу "ПРИНЦИПАЛ ГРУП", учреждением составлен акт от 13.04.2014 N 756 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси.
В ходе взвешивания установлено превышение допустимой осевой нагрузки по каждой из пяти осей транспортного средства: по оси N 1 на 1,23 т, по оси N 2 на 2,34 т, по оси N 3 на 3,929 т, по оси N 4 на 3,488 т, по оси N 5 на 3,576 т. Превышений по полной массе транспортного средства не установлено.
Акт от 13.04.2014 N 756 содержит сумму ущерба 442 911 руб., реквизиты уплаты данного ущерба и претензию об уплате ущерба.
Несогласие общества "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" с действиями учреждения по проведению весового контроля транспортного средства на ППВК-7, составлению акта и фиксации в нём факта превышения транспортным средством установленных ограничений послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что действия заинтересованного лица по проведению весового контроля транспортного средства и фиксации выявленных превышений допустимой нагрузки на ось в акте соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Пунктом 7 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 11 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организация пунктов весового и габаритного контроля.
Таким образом, полномочия по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения принадлежат исполнительным органам государственной власти, на автомобильных дорогах муниципального значения - местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования). Также полномочия по организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств может выполнять бюджетное учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации их полномочий в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14.09.2012 N 1185.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения о разделе полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжёловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан от 27.11.2012 учреждение наделено следующими полномочиями: проводить измерения нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства; определять транспортные средства, нагрузка на ось которых превышает значения, определённые нормами нагрузок и полной массы транспортных средств, установленные соответствующими дорожными знаками, включая временные ограничения допустимых нагрузок, введённые в установленном законом порядке; осуществлять расчёт стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством; взимать плату за провоз тяжёловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством; осуществлять взыскание стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в результате провоза тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в претензионном и судебном порядке.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждение уполномочено на проведение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений Республики Башкортостан весовых и габаритных параметров транспортных средств, фиксацию фактов превышения нагрузки на оси транспортного средства и составление акта, следовательно, действовало в пределах своей компетенции.
Доказательств обратного обществом "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Статьей 31 Закона об автомобильных дорогах установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов". В соответствии с п. 2 названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счёт возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утверждён Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
На основании п. 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4 данного Порядка при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Исследовав и оценив содержание акта от 13.04.2014 N 756 по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали, что оспариваемый акт фиксирует результаты взвешивания транспортного средства, не возлагает на заявителя обязанности совершить определенные действия и не создает препятствий для осуществлений предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы выводов судов не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и исследованных доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2014 по делу N А07-14535/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПРИНЦИПАЛ ГРУП" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 02.02.2015 N 58.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.