Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2011 г. N Ф09-6129/11 по делу N А34-6084/2010
10 октября 2011 г. |
N Ф09-6129/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Курганской области (ИНН: 4500000214, ОГРН: 1024500521517) на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.04.2011 по делу N А34-6084/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
правительства Курганской области - Котович С.С. (доверенность от 22.08.2011 N 01-14);
общества с ограниченной ответственностью "ОВК-ИНВЕСТ" (ИНН: 7731577607, ОГРН: 1077761375581; далее - общество) - Седунов А.В. (доверенность от 22.05.2011 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - департамент) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 13.04.2010 N 122-р (далее - Распоряжение N 122-р) о предварительном согласовании Кудрявцеву Николаю Ивановичу места размещения здания автосервиса на земельном участке площадью 0,36 га, расположенном по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, в районе ГСК N 197.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кудрявцев Н.И., департамент, Администрация города Кургана (далее - администрация).
Решением суда от 07.04.2011 (судья Шестакова Л.П.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2011 (судьи Соколова И.Ю., Карпачева М.И., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Курганской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о незаконности Распоряжения N 122-р. Правительство Курганской области полагает, что оспариваемое распоряжение является законным, кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, обществом не соблюден срок оспаривания названного ненормативного акта.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Курганской области от 05.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области", разработана конкурсная документация по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков. Названным постановлением утвержден порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков (далее - Порядок организации и проведения конкурса).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2009 по делу N А34-7361/2008 конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) с последующим заключением договора аренды земельного участка, проведенный 08.07.2008 Правительством Курганской области, признан недействительным.
Данным решением установлено, что на конкурс были выставлены участки в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 17.12.2002 N 479 схемой размещения АЗС и АЗГС на территории Курганской области, в том числе участок "АЗС - ул. Дзержинского - ул. Б.Петрова". Участие в конкурсе приняли общество с ограниченной ответственностью "Уралоил", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест", индивидуальный предприниматель Власова, открытое акционерное общество НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт" (далее - общество НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт"). По итогам заседания конкурсной комиссии принято решение признать победителем конкурса общество НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт", получающим право на формирование, в том числе, земельного участка для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договора аренды земельного участка по ул. Дзержинского - ул. Б. Петрова.
Постановлением Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483 Постановление Правительства Курганской области от 05.08.2003 N 231 "О конкурсе по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" признано утратившим силу.
В связи с признанием судом недействительными результатов конкурса от 08.07.2008 по отбору претендентов на право формировать земельный участок под АЗС по ул. Дзержинского в районе ГСК, общество 28.01.2010 повторно обратилось, в порядке ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,7178 га по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского, в районе ГСК, для строительства АЗС, испрашиваемое право - аренда.
Департаментом обществу сообщено о том, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласован другим заявителям.
Общество 26.10.2010 обратилось с заявлением в Федеральное государственное учреждение "Кадастровая плата" Курганской области о предоставлении информации о принадлежности земельного участка, в том числе распоряжения Правительства Курганской области о предварительном согласовании места размещения объекта на данном участке, если таковое принималось.
Обществом 01.11.2010 от Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" Курганской области получена запрашиваемая информация и распоряжение N 122-р.
Основанием для издания распоряжения послужило обращение 27.08.2009 Кудрявцева Н.И. с заявлением в департамент о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Департаментом 02.09.2009 в адрес администрации направлено обращение с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка, составлен акт по результатам обследования от 27.10.2009. Органом местного самоуправления в газете "Новый мир" от 27.10.2009 N 210 опубликована информация о выделении земельного участка для размещения здания автосервиса.
Постановлением администрации от 15.03.2010 N 2625 Кудрявцеву Н.И. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана, для размещения здания автосервиса по ул. Дзержинского, в районе ГСК N 197.
Распоряжением N 122-р предварительно согласовано Кудрявцеву Н.И. место размещения здания автосервиса на вышеуказанном земельном участке.
Правительством Курганской области вынесено распоряжение от 09.06.2010 N 178-р о предоставлении Кудрявцеву Н.И. в аренду на 3 года данного земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 45:25:030804:131. Распоряжением Правительства Курганской области от 27.09.2010 N 351-р в распоряжение от 09.06.2010 N 178-р внесены изменения, согласно которым слова "здания автосервиса" были заменены словами "автозаправочной станции".
Полагая, что распоряжение N 122-р является незаконным и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили несоблюдения Правительством Курганской области при вынесении оспариваемого распоряжения требований Земельного кодекса Российской Федерации, а также из того, что данный ненормативный акт нарушает права и законные интересы общества.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании п. 2 ст. 1 Закона Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в муниципальном образовании г. Курган осуществляется Правительством Курганской области.
Статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная норма направлена как на защиту интересов населения, так и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок и должна обеспечить реализацию гражданами, в разумный срок, принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и конкретных граждан (подп. 4 и 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суды обоснованно указали на то, что местоположения земельного участка, в отношении которого проводился конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка и на который имелось несколько претендентов, в том числе общество, и земельного участка предоставленного Кудрявцеву Н.И. на основании распоряжения N 122-р совпадают.
Доказательств того, что Кудрявцеву Н.И. представлен земельный участок, не входивший в предмет конкурса, признанного судом недействительным, материалы дела не содержат. То обстоятельство, что земельный участок, предоставленный в аренду Кудрявцеву Н.И., является частью земельного участка, испрашиваемого заявителем, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт инициирования другими хозяйствующими субъектами получения права на спорный земельный участок до принятия оспариваемого распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что названный земельный участок пользовался повышенным спросом и об этом обстоятельстве органу местного самоуправления было известно.
По смыслу п. 1 ст. 31 и п. 3 ст. 31 Кодекса, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как правильно указали суды, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Проведение торгов на стадии вынесения решения о предварительном согласовании места размещения объекта невозможно. Однако названное обстоятельство, как верно указали суды, не может служить основанием, исключающим соблюдение принципа равного доступа хозяйствующих субъектов к приобретению прав на испрашиваемый земельный участок.
По смыслу ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение N 122-р о предварительном согласовании места размещения здания автосервиса, является основанием установления границ земельного участка и его кадастрового учета, в соответствии с заявками лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Вместе с тем, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов в процедуре предоставления земельного участка, влекущим возникновение соответствующих прав лица, которому произведено такое согласование и обязанностей органа местного самоуправления.
Подача нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляет собой конкуренцию.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 данного Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что при наличии двух заявок на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и отсутствии возможности сформировать их на испрашиваемой территории, выделение земельного участка должно осуществляться путем проведения торгов.
То обстоятельство, что заявителем испрашивался земельный участок другой площади, невозможности одновременного формирования земельных участков на испрашиваемой территории не исключает. Соответственно, как верно отметили суды, ранее начатая процедура согласования места размещения объекта подлежала прекращению.
Поскольку оспариваемое распоряжение принято Правительством Курганской области при наличии заявки общества, последнее обоснованно признано противоречащим вышеуказанным нормативным положениям и нарушает права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Довод заявителя кассационной жалобы об обращении общества в арбитражный суд с нарушением сроков, установленных для оспаривания ненормативных актов, был рассмотрен судами и правомерно отклонен.
Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что о вынесении оспариваемого распоряжения обществу стало известно 01.11.2010, следовательно, суды верно указали о том, что названный процессуальный срок обществом не пропущен.
Иные доводы Правительства Курганской области, перечисленные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.04.2011 по делу N А34-6084/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
|
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 данного Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
...
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.04.2011 по делу N А34-6084/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2011 г. N Ф09-6129/11 по делу N А34-6084/2010