Екатеринбург |
|
26 декабря 2016 г. |
Дело N А07-30610/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Сирота Е. Г., Вербенко Т. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" (далее - общество УК "Уютный дом") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2016 по делу N А07-30610/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание 06.12.2016 не явились.
Рассмотрение кассационной жалобы было отложено с учетом положений ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 11 ч 30 мин 20.12.2016.
В судебном заседании, состоявшемся 20.12.2016, приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество "БашРТС") - Даутов М.Р. (доверенность от 31.12.2015);
общества УК "Уютный дом" - Хуснитдинова А.Г. (доверенность от 09.03.2016), Султанов С.Г., генеральный директор (приказ от 11.01.2012 N 1).
Общество "БашРТС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу УК "Уютный дом" о взыскании 3 967 816 руб.12 коп. задолженности за поставленную горячую воду за период с августа по ноябрь 2015 года, а также 98 154 руб. 24 коп. неустойки (с учетом принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Определением суда от 10.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет).
Решением суда от 07.06.2016 (судья Кутлин Р.К.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Деева Г.А., Мальцева Т.В., Ширяева Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество УК "Уютный дом" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом "БашРТС" исковых требований, ссылаясь на неполное исследование судами имеющихся в деле доказательств, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, в спорные периоды при расчете платы за горячую воду расчетное количество тепла для приготовления одного кубического метра горячей воды не должно превышать показателя удельной величины тепловой энергии 0,0568 Гкал/куб. м, установленного Госкомитетом. По мнению ответчика, истец неправомерно применил показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды в спорный период.
В расчете истца, как полагает общество УК "Уютный дом", завышено количество тепловой энергии, фактически затраченное на приготовление одного кубического метра горячей воды в спорные периоды, что противоречит положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), ст. 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 406).
Заявитель кассационной жалобы также считает необоснованным отказ судов в удовлетворении ходатайств об отложении рассмотрения спора для подготовки заявления о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения фактического количества тепловой энергии, затраченного обществом "БашТРС" на приготовление одного кубического метра горячей воды в спорный период; представления мотивированного возражения по представленному истцом расчету норматива, а также для установления позиции Госкомитета относительно исковых требований.
Кроме того, кассатор указывает, что в расчете истца неправильно определена средняя температура холодной воды в сети водопровода, поскольку в материалах дела отсутствуют данные гидрометеорологической службы о средней температуре холодной воды в сети водопровода.
Помимо изложенного, общество УК "Уютный дом" отмечает, что поскольку Госкомитет привлечен к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, суды первой и апелляционной инстанций, не исследовав правовую позицию уполномоченного органа, рассмотрели дело по существу.
Кассатор также ссылается на несоблюдение ответчиком претензионного порядка урегулирования спора о взыскании задолженности за спорный период.
Общество "БашРТС" представило письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя.
Госкомитет представил отзыв на кассационную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между обществом "БашРТС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и обществом УК "Уютный дом" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС, по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется поставить абоненту горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенным договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Согласно п. 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
В пункте 9 договора предусмотрено, что за расчетный период для оплаты по договору принимается 1 календарный месяц.
В силу п. 10 договора абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 5 - го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
Согласно п. 17 договора для учета поданной абоненту горячей воды используются средства измерения. Сведения о приборах учета (узлах учета) и местах отбора проб горячей воды содержатся в приложении N 5 (п. 18 договора).
Истец указал, что во исполнение договора в период с февраля по ноябрь 2015 года он осуществил поставку горячей воды ответчику на сумму 8 300 569 руб. 82 коп., для оплаты которой выставил накладные и счета-фактуры.
Общество УК "Уютный дом" произвело оплату не в полном объеме, в связи с чем, по мнению общества "БашРТС", задолженность составила 3 967 816 руб. 12 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества "БашРТС" в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из наличия между сторонами обязательственных отношений, обусловленных заключенным договором горячего водоснабжения от 01.10.2013 N 420046/ГВС, установленным фактом поставки истцом горячей воды, а также отсутствия доказательств оплаты поставленных объемов воды.
При этом суд отклонил доводы ответчика о завышении стоимости поставленного ресурса, сославшись на п. 4 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила N 642), п. 20 Типового договора горячего водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 643 (далее - Типовой договор), ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), п. 24, 25 Правил N 306. Расчет исковых требований общества "БашРТС" признан судом достоверным.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Как полагает суд кассационной инстанции, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене ввиду следующего.
Согласно ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата оказанных услуг по горячему водоснабжению производится за фактически оказанные услуги в соответствии с данными учета.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 27.11.2012 N 590 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 были установлены следующие тарифы: для населения - 63,43 руб./куб.м (с учетом НДС), для иных потребителей - 53,76 руб./куб.м (без учета НДС).
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 01.07.2013 N 156 в постановление от 27.11.2012 N 590 были внесены изменения, а именно: тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую обществом "БашРТС" потребителям городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлены следующим образом: для населения - 74,08 руб./куб.м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 12,90 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 1 075,88 руб./Гкал (тарифы указаны с учетом НДС); для иных потребителей - 62,78 руб./куб.м, в составе тарифа компонент на холодную воду - 11,00 руб./куб.м и компонент на тепловую энергию - 911,76 руб./Гкал.
При этом установленный вышеназванными постановлениями Госкомитетом от 27.11.2012 N 590 и от 01.07.2013 N 156 тариф на горячую воду в расчете на 1 куб.м в судебном порядке не оспаривался и применялся истцом и ответчиком при расчетах за коммунальный ресурс горячая вода в период до октября 2013 года включительно.
В дальнейшем в связи со вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в вышеназванное постановление были внесены изменения, исключившие графу, содержащую информацию о "результирующей величине тарифа" (в размере 74,08 руб./куб.м и 62,78 руб./куб.м соответственно), и установлен только двухкомпонентный тариф на горячую воду, составляющий для населения: 12,98 руб./куб.м - компонент на холодную воду, 1 075,88 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию.
В спорный период (февраль-ноябрь 2015) стоимость горячей воды истцом определена на основании двухкомпонентного тарифа, утвержденного постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18.12.2014 г. N 912: 15,68 руб./куб.м без НДС- компонент на холодную воду, 1315,53 руб./Гкал без НДС - компонент на тепловую энергию.
Истцом в адрес ответчика для оплаты поставленного коммунального ресурса были выставлены счета-фактуры от 28.02.2015 N 1_00001284, от 31.03.2015 N 1_00002114, от 30.04.2015 N 1_00002794, от 31.05.2015 N 1_00003379, от 30.06.2015 N 1_00004100, от 31.07.2015 N 1_00005895, от 31.08.2015 N 1_00006315, от 30.09.2015 N 1_00007646, от 31.10.2015 N 1_00007876, от 30.11.2015 N 1_00008718 на общую сумму 8 300 569 руб. 82 коп.
Согласно счету-фактуре от 28.02.2015 N 1_00001284 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 556 033,27 руб., в том числе:
- по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за февраль 2015 года" к оплате предъявлено 303,759 Гкал по цене 1 315,53 руб. на сумму 471 532, 81 руб. с учетом НДС 18%;
- по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за февраль 2015 года" к оплате предъявлено 4 567 м3 по цене 16,68 руб. на сумму 84 500, 46 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 31.03.2015 N 1_00002114 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 532 909,64 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за март 2015 года" к оплате предъявлено 291,056 Гкал по цене 1 315,53 руб. на сумму 451 813,62 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за март 2015 года" к оплате предъявлено 4 383 м3 по цене 15,68 руб. на сумму 81 096,02 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 30.04.2015 N 1_00002794 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 449 719,54 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за апрель 2015 года" к оплате предъявлено 245,332 Гкал по цене 1 315,53 руб. на сумму 380 835,10 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за апрель 2015 года" к оплате предъявлено 3 723 м3 по цене 15,68 руб. на сумму 68 884,44 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 31.05.2015 N 1_00003379 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 671 961,76 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за май 2015 года" к оплате предъявлено 367,164 Гкал по цене 1 315,53 руб. на сумму 569 958,01 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за май 2015 года" к оплате предъявлено 5 513,001 м3 по цене 15,68 руб. на сумму 102 003,75 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 30.06.2015 N 1_00004100 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 657 223,91 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за июнь 2015 года" к оплате предъявлено 358,993 Гкал по цене 1 315,53 руб. на сумму 557 273,95 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за июнь 2015 года" к оплате предъявлено 5 402 м3 по цене 15,68 руб. на сумму 99 949,96 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 31.07.2015 N 1_00005895 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 850 291,91 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за июль 2015 года" к оплате предъявлено 406,558 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 721 358,71 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за июль 2015 года" к оплате предъявлено 6 094 м3 по цене 17,93 руб. на сумму 128 933,20 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 31.08.2015 N 1_00006315 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 945 355,31 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за август 2015 года" к оплате предъявлено 451,702 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 801 458,02 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за август 2015 года" к оплате предъявлено 6 801,275 м3 по цене 17.93 руб. на сумму 143 897,29 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 30.09.2015 N 1_00007646 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 741 243,86 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за сентябрь 2015 года" к оплате предъявлено 353,98 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 628 069,20 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за сентябрь 2015 года" к оплате предъявлено 5 349,176 м3 по цене 17.93 руб. на сумму 113 174,66 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 31.10.2015 N 1_00007876 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 1 092 465,52 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за октябрь 2015 года" к оплате предъявлено 522,585 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 785 784,94 руб. без учета НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за октябрь 2015 года" к оплате предъявлено 7 810 м3 по цене 17.93 руб. на сумму 140 033,30 руб. без учета НДС 18%.
Согласно счету-фактуре от 30.11.2015 N 1_00008718 к оплате с учетом НДС 18% предъявлено 1 117 480,09 руб., в том числе:
* по строке "Горячая вода (компонент на тепловую энергию) за ноябрь 2015 года" к оплате предъявлено 534,513 Гкал по цене 1 503,65 руб. на сумму 948 390,15 руб. с учетом НДС 18%;
* по строке "Горячая вода (компонент на холодную воду) за ноябрь 2015 года" к оплате предъявлено 7 992 м3 по цене 17.93 руб. на сумму 169 089,94 руб. с учетом НДС 18%.
При определении количества тепловой энергии, необходимой для приготовления одного кубического метра горячей воды, истец применил следующие показатели величины расхода тепловой энергии: за февраль 2015 г. - 0,0665 Гкал/куб.м (303,759 Гкал: 4 567 м3), за март 2015 г. - 0,0664 Гкал/куб.м (291,056 Гкал: 4 383 м3), за апрель 2015 г. - 0,0659 Гкал/куб.м (245,332 Гкал: 3 723 м3), за май 2015 г. - 0,0666 Гкал/куб.м (367,164 Гкал: 5 513,00 м3), за июнь 2015 г. - 0,0665 Гкал/куб.м (358,993 Гкал: 5 402 м3), за июль 2015 г. - 0,0667 Гкал/куб.м (406,558 Гкал: 6 094 м3), за август 2015 г. - 0,0664 Гкал/куб.м (451,702 Гкал: 6 801,275 м3), за сентябрь 2015 г. - 0,0662 Гкал/куб.м (353,98 Гкал: 5 349,176 м3), за октябрь 2015 г. - 0,0669 Гкал/куб.м (522,585 Гкал: 7 810 м3), за ноябрь 2015 г. - 0,0669 Гкал/куб.м (534,513 Гкал: 7 992 м3).
Заявитель кассационной жалобы считает, что в спорные периоды при расчете платы за горячую воду, расчетное количество тепла, необходимое для приготовления одного кубического метра горячей воды, не должно превышать удельной величины тепловой энергии - 0,0568 Гкал. / куб. м, поскольку именно эта величина была учтена тарифным органом при установлении для истца двухкомпонентного тарифа.
Согласно п. 9 ст. 32 Закона N 416-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Горячее водоснабжение, осуществляемое с использованием закрытых систем водоснабжения, в соответствии с п. 4 ст. 31 Закона N 416-ФЗ является регулируемым видом деятельности. Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - это уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо (в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 17 ст. 2 Закона N 416-ФЗ).
Госкомитет привлечен к участию в настоящем деле в качестве третьего лица. При этом судом не были запрошены, а тарифным органом не были представлены в материалы настоящего дела сведения, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего спора, относительно того, какой показатель нагрева был применен при расчете тарифов на 2015 год.
Согласно пояснениям, изложенным в отзыве Госкомитета, расчет одноставочных тарифов на горячую воду производился в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
При этом в соответствии с формулой, установленной в п. 48 Методических рекомендаций, одноставочные тарифы на горячую воду в расчете на 1 куб.м в закрытых системах теплоснабжения рассчитывались регулирующим органом с применением такого показателя, как количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды. В соответствии с формулой данный показатель составил 0,05676 Гкал/куб.м (с точностью до 0,00001), или 0,0568 Гкал/куб.м (с точностью до 0,0001), именно эта величина и была применена при расчетах тарифов на 2013 год.
В отсутствие приборов учета, позволяющих определять объем тепловой энергии, потребленной для производства горячей воды, фактически возникшие разногласия сторон касаются применения при расчете платы за горячую воду в закрытых системах теплоснабжения того или иного показателя (норматива) тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб.м горячей воды.
Управляющая организация настаивает на том, что при начислении населению платы за коммунальные услуги в сфере горячего водоснабжения необходимо исходить из того, что расчетное количество потребленной тепловой энергии на производство 1 куб.м горячей воды равно 0,0568 Гкал/куб.м. Применение истцом иного показателя незаконно.
При рассмотрении настоящего дела судами не определено, какой норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, был учтен тарифным органом при установлении истцу тарифов на 2015 год.
Из расчетов и пояснений общества "БашРТС" следует, что такой расчет произведен истцом самостоятельно на основании пункта 4 Правил N 642, части 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, пунктов 24, 25 Правил N 306.
Кассационный суд полагает, что оснований для такого расчета у истца не имелось, поскольку деятельность теплоснабжающей организации по оказанию услуг горячего водоснабжения является регулируемой. Определение экономически обоснованной цены этих услуг (тарифа), в том числе и отдельных показателей, заложенных в тариф, производится по установленным правилам, действующим на момент формирования тарифов, и распространяется на период регулирования. По этим же правилам должны осуществляться и расчеты за услуги в периоде регулирования.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названного Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, которое вступило в силу 23.05.2013 г. (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).
В силу п. 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом N 416, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1149 Министерству регионального развития Российской Федерации, даны в частности, поручения о внесении изменений в Правила N 306, предусматривающие порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Во исполнение постановления N 1149 Правительством Российской Федерации постановлением от 14.02.2015 N129 были внесены изменения в Правила N306, в частности, пункт 24 дополнен пунктом 24(1), которым установлена формула определения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м).
Ввиду отсутствия утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, общество "БашРТС" определило количество тепловой энергии необходимой для подогрева 1 куб.м воды, в соответствии с п. 24(1), приложением 2 к правилам N 306.
Между тем в соответствии с п. 3 данных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
То обстоятельство, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб.м не была утверждена регулирующим органом в установленном законом порядке именно в качестве норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, не влечет вывода о невозможности ее применения в расчетах. Данный показатель был рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на 2013 г.
При рассмотрении настоящего дела судам необходимо установить, какая величина расхода тепловой энергии на подогрев воды была заложена тарифным органом при установлении тарифов на 2015, и исходя из этого показателя определить объем задолженности ответчика.
При выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения ресурсоснабжающая организация либо управляющие компании вправе инициировать процесс определения такого норматива и утверждения его в установленном порядке. При этом теплоснабжающая организация как профессиональный участник рынка при формировании данного норматива получает возможность представить в регулирующий орган достоверную и исчерпывающую информацию, в том числе по температурному режиму, по коэффициенту потерь тепла в системе водоснабжения и т.п. в целях исчисления данного показателя в соответствии с фактическими затратами, а потребитель в конечном итоге - право оплачивать услуги в том порядке, который предусмотрен законодательством и нормативными актами.
Иной подход нарушает баланс интересов на рынке оказания энергетических услуг, противоречит общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере ценообразования, водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о том, что обществом "БашРТС" правомерно определен размер платы за поставленный ресурс.
С учетом вышеизложенного судам следует установить возможность применения в расчетах величины расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м горячей воды, в размере 0,0568 Гкал/куб.м, либо иной величины на основании данных тарифного органа.
Таким образом, решение и постановление подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2016 по делу N А07-30610/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д.Тимофеева |
Судьи |
Е.Г.Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.