Екатеринбург |
|
24 июня 2014 г. |
Дело N А76-17554/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска (далее - управление, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2013 по делу N А76-17554/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя управления. Ходатайство судом удовлетворено.
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Уралпроммет" (далее - общество, страхователь) штрафа в сумме 330 руб., начисленного на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что взыскиваемый штраф наложен на страхователя решением управления от 06.06.2013 N 51 за предоставление органу Пенсионного фонда Российской Федерации недостоверных сведений за 4 квартал 2012 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке требования управления об уплате штрафа послужило основанием для обращения управления в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в принудительном порядке.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2013 (судья Позднякова Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что при условии предоставления обществом корректирующих сведений состав вмененного обществу правонарушения отсутствует, кроме того, указал на факт нарушения процедуры привлечения страхователя к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, допущенного управлением.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, в решении о привлечении общества к ответственности подробно и в полном объеме изложены все обстоятельства выявленного нарушения. Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что, поскольку обществом нарушен двухнедельный срок предоставления уточненных сведений персонифицированного учета, страхователь обоснованно привлечен к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а наличие ошибки в представленных сведениях, по мнению управления, само по себе образует состав нарушения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, определяется "Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", разработанной в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ и утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция).
В соответствии со ст. 8, 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) страхователь обязан представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Положениями п. 35 Инструкции предусмотрено, что контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно п. 36 Инструкции страхователь устраняет выявленные расхождения между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки и представляет в территориальный орган уточненные данные в 2-недельный срок после уведомления территориального органа о наличии указанных расхождений. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Корректировка сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц осуществляются территориальным органом в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации. Решение сообщается страхователю и застрахованным лицам.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, принятом по результатам рассмотрения материалов проверки, излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций выявлено, что управлением проведена камеральная проверка, которой установлено, что индивидуальные сведения за 4 квартал 2012 г. представлены обществом по почте 14.02.2013 с ошибками, а именно: выявлены расхождение между формами индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), в части уплаты страховых взносов по страховой и накопительной частям, выявлены недостоверные сведения по одному застрахованному лицу - не верно указана уплата страховых взносов по страховой и накопительной частям.
Управлением составлен протокол проверки сведений от 20.02.2013.
Страховщиком оформлено уведомление от 06.03.2013 N 981/05-106 о наличии ошибок и расхождений в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2012 г., представленных страхователем по почте 14.02.2013.
По результатам проверки фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 23.04.2013 N 47.
По результатам рассмотрения акта от 23.04.2013 N 47 управлением 06.06.2013 принято решение N 51 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренноой ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 330 руб.
При рассмотрении настоящего дела суды выявили, что представленные в материалы дела доказательства: акт проверки, решение не содержат данных о том, какие именно сведения обществом были искажены и недостоверно представлены в управление, первичные документы проверке подвергнуты не были, каких-либо несоответствий сведений о стаже, заработной плате работников, либо размере страховых взносов страховщиком не выявлено.
При этом суды отметили, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления управлением в адрес общества протокола проверки сведений от 20.02.2013, в котором содержались ошибки и расхождения, и уведомления от 06.03.2013 N 981/05-106 о необходимости представления достоверных сведений с указанием срока, в который надлежит представить исправленные сведения.
Помимо изложенного, судами установлено, что по состоянию на дату вынесения решения от 06.06.2013 N 51 обществом представлены корректирующие сведения, по данному факту составлен акт камеральной проверки сведений персонифицированного учета от 13.05.2013 N 57197/2.
При исследовании изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при условии предоставления обществом корректирующих сведений состав вмененного обществу правонарушения отсутствует, а нарушение страхователем двухнедельного срока представления уточненных сведений персонифицированного учета не образует самостоятельного состава правонарушения, следовательно, оснований для привлечения общества к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2012 года у страховщика не имелось.
Таким образом, оценив указанные доказательства по правилам ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о недоказанности страховщиком факта совершения страхователем вменённого правонарушения, вследствие чего правомерно заключили, что ответственность по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ применена к обществу необоснованно.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований управления о взыскании с общества штрафа в сумме 330 руб.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2013 по делу N А76-17554/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Металлургическом районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при условии предоставления обществом корректирующих сведений состав вмененного обществу правонарушения отсутствует, а нарушение страхователем двухнедельного срока представления уточненных сведений персонифицированного учета не образует самостоятельного состава правонарушения, следовательно, оснований для привлечения общества к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2012 года у страховщика не имелось.
Таким образом, оценив указанные доказательства по правилам ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о недоказанности страховщиком факта совершения страхователем вменённого правонарушения, вследствие чего правомерно заключили, что ответственность по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ применена к обществу необоснованно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2014 г. N Ф09-2297/14 по делу N А76-17554/2013