Екатеринбург |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А50-9876/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Кондратовского сельского поселения (ИНН: 5948028609, ОГРН: 1055907352665; далее - администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.09.2014 по делу N А50-9876/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Строительно-монтажный трест N 14" (ИНН: 5902183908, ОГРН: 1025900513781; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (ИНН: 5948024308, ОГРН: 1035902106074).
Решением суда от 24.09.2014 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены. Постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" признано недействительным как не соответствующее законодательству о градостроительной деятельности. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит проверить законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судами положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Администрация указывает на то, что представленные ею в арбитражный суд доказательства не получили надлежащей судебной оценки. По мнению администрации, ошибочным является вывод судов о преюдициальном значении судебных актов судов общей юрисдикции.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела архитектурно-строительной инспекцией Пермского муниципального района 29.03.2013 выдано обществу разрешение N RU 5952600-23/2013 на строительство объекта капительного строительства "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" сроком действия до 30.11.2013.
Строительство названного объекта капительного строительства осуществлено обществом на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 59:32:0630006:131, площадью 4224 кв.м, расположенном на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: под жилую застройку многоэтажную, и находящемся по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д. Кондратово, ул. Камская, 3.
Инспекцией государственного строительного надзора Пермского края 25.10.2013 подписан акт итоговой проверки N 1-752-2013 о соответствии объекта "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" требованиям, установленным техническими регламентами и проектной документации шифр 1-12.
Обществу 29.10.2013 выдано заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, утвержденное приказом начальника Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от 29.10.2013 N 155-с.
Архитектурно-строительной инспекцией Пермского муниципального района 01.11.2013 выдано обществу разрешение N RU 59526000-32/2013 на ввод объекта "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" в эксплуатацию.
Постановлением администрации от 16.04.2014 N 81 разрешение N RU 59526000-32/2013 на ввод объекта "Жилой дом по ул. Камская, 3 в д. Кондратово Пермского района" в эксплуатацию отменено.
Считая постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" недействительным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" недействительным, суды исходили из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта администрации требованиям законодательства о градостроительной деятельности. При этом суды указали на наличие оснований для возложения на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
На основании п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится, в частности выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что постановлением Главы Кондратовского сельского поселения от 31.03.2014 N 47 утвержден Административный регламент администрации Кондратовского сельского поселения по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", п. 3.5 которого регламентирована процедура отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, критерии принятия решения об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также указано, что решение об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию оформляется постановлением администрации Кондратовского сельского поселения.
Судами с учетом правильного применения указанных норм права сделан обоснованный вывод о том, что при вынесении оспариваемого постановления от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" администрация действовала в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса перечислены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Из содержания ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса следует, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в ч. 3 названной статьи; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Судами выявлено, что основанием для отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и принятия оспариваемого постановления от 16.04.2014 N 81 явились выявленные администрацией по результатам выполнения административной процедуры нарушения градостроительных норм, в частности п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, п. 4 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса, выразившиеся в несоответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, а именно невыполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и инженерным изысканиям, указанных в положительном заключении государственной экспертизы от 13.03.2013 N 59-14-0109-13.
Вместе с тем судами при рассмотрении материалов дела указано, что в оспариваемом постановлении администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" не отражено, каким именно техническим условиям не соответствует выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также - какие именно документы отсутствуют, не указано, какие именно мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не выполнены застройщиком.
При этом судами дана оценка расчету противопожарных расстояний, выполненному специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Экспертный центр "Пожарная безопасность", заключением которого подтверждается выполнение условий безопасности противопожарных расстояний.
Судами также с учетом положений ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты во внимание имеющие преюдициальное значение для данного конкретного спора судебные акты Пермского районного суда Пермского края и Пермского краевого суда по делу N 2-618/2014, которыми установлен факт предоставления обществом заявления и всех необходимых документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также отсутствие предусмотренных ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности материалами дела несоответствия выданного обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требованиям действующего законодательства и, соответственно, об отсутствии у администрации оснований для вынесения оспариваемого постановления от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
При этом суды указали на наличие нарушений оспариваемым ненормативным правовым актом администрации прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования и признали оспариваемое постановление администрации от 16.04.2014 N 81 "Об отмене разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" недействительным.
Ссылка администрации, изложенная в кассационной жалобе, на то, что представленные ею в арбитражный суд доказательства не получили надлежащей судебной оценки подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Ссылка администрации, изложенная в кассационной жалобе, на отсутствие оснований для придания преюдициального значения судебным актам судов общей юрисдикции была предметом рассмотрения апелляционного суда и ей была дана надлежащая правовая оценка, согласно которой в данном конкретном случае положения ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применены правомерно, поскольку в споре по делу N 2-618/2014 участвовали и общество и администрация, а установленные судами двух инстанций обстоятельства преюдициальное значение для разрешения спора, рассматриваемого арбитражным судом, имеют.
Иные доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.09.2014 по делу N А50-9876/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Кондратовского сельского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.