Екатеринбург |
|
03 ноября 2011 г. |
N Ф09-7060/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д.И.,
судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А71-13795/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Управление имущественных отношений администрации г. Ижевска (далее - Управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности, признании недействительным (незаконным) сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности от 24.09.2010 N 02/082/2010-311 и возложении на Управление Росреестра обязанности произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Город Ижевск" на нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 233, общей площадью 89,2 кв. м, литера А, номер помещения 15 (согласно кадастровому паспорту инв. от 10.11.2009 N 30147).
Решением суда от 03.05.2011 (судья Симонов В.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 (судьи Усцов Л.А., Виноградова Л.Ф., Дюкин В.Ю.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления Росреестра, выразившиеся в отказе в государственной регистрации от 24.09.2010 N 01/082/2010-311, и сообщение об отказе в государственной регистрации от 24.09.2010 N 02/082/2010-311. На Управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Город Ижевск" на указанное нежилое помещение.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 218, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Как полагает заявитель, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности является законным, поскольку на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие, что спорное помещение имеет самостоятельное назначение, изначально построено либо в дальнейшем приспособлено для самостоятельного использования без ущерба для жилого здания. По мнению заявителя, спорное помещение неразрывно связано с жилыми и нежилыми помещениями всего дома, предназначено для удовлетворения потребностей граждан, пригодно для использования только по вспомогательному назначению, следовательно, является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома и принадлежит последним на праве общей долевой собственности вне зависимости от государственной регистрации прав. Заявитель считает, что факт включения спорного помещения в реестр муниципальной собственности сам по себе не подтверждает право муниципальной собственности на это помещение.
В отзыве на кассационную жалобу, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Управление имущественных отношений просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 постановлением главы городского самоуправления - мэра г. Ижевска от 04.06.2001 N 219/3 комитету по управлению имуществом г. Ижевска предписано включить в реестр муниципальной собственности, в том числе, нежилые помещения согласно приложениям.
В приложении N 1 к названному постановлению указано, в частности, общежитие, расположенное по адресу: ул. Удмуртская, 233, 1956 года постройки.
Во исполнение постановления от 04.06.2001 N 219/3 комитетом по управлению имуществом администрации г. Ижевска 31.07.2001 N 01-04у/657 принято решение о передаче на баланс муниципальному учреждению "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" общежитий открытого акционерного общества "Ижмаш", а также утверждены акты приема-передачи общежитий указанному муниципальному учреждению.
Приказом Управления имущественных отношений от 24.05.2010 N 689у муниципальному учреждению "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" предписано выделить из общей площади и балансовой стоимости общежития нежилое помещение по ул. Удмуртская, 233, площадью 89,2 кв. м, изменив балансовую стоимость и площадь жилого дома, и включить его в реестр объектов муниципальной собственности г. Ижевска.
На основании данного приказа нежилое помещение площадью 89,2 кв. м в подвале дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 233, включено в реестр муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности г. Ижевска от 27.07.2010 N 830.
Управление имущественных отношений 29.07.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение общей площадью 89,2 кв. м, расположенное в подвале жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 233.
Согласно расписке о приеме документов на регистрацию от 29.07.2010 на государственную регистрацию Управлением имущественных отношений представлены, в частности, постановление главы городского самоуправления - мэра г. Ижевска от 04.06.2001 N 219/3 с приложением, решение комитета по управлению имуществом администрации г. Ижевска от 31.07.2001 N 01-04у/657, приказ Управления имущественных отношений от 24.05.2010 N 689у, выписка из реестра муниципальной собственности от 27.07.2010 N 830, кадастровый паспорт помещения от 10.11.2009, справка государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества" от 22.07.2010 N 10-18430.
В связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав на спорное имущество Управлением Росреестра 20.08.2010 направлено Управлению имущественных отношений уведомление о приостановлении государственной регистрации.
Управление Росреестра в сообщении 24.09.2010 N 01/082/2010-311 отказало Управлению Росреестра в государственной регистрации права собственности на указанный объект на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с непредставлением документов, подтверждающих соблюдение прав собственников помещений на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 233, а также наличие решения общего собрания собственников помещений данного жилого дома о выделении спорного нежилого помещения в подвале жилого дома из общего имущества. Кроме этого указано, что заявителем представлен акт от 22.09.2009, утвержденный управляющей компанией, согласно которому объект является общедомовым имуществом.
Управление имущественных отношений, полагая, что данный отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещения является законным, поскольку Управлением имущественных отношений не доказано, что данное помещение не относится к общей долевой собственности владельцев помещений в жилом доме, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 233.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Управлением имущественных отношений на государственную регистрацию права муниципальной собственности представлены все необходимые для осуществления этого действия документы.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что ни Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ни п. 29 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции от 01.07.2002 N 184, не предусмотрено представление таких документов, как решение общего собрания собственников помещений жилого дома о выделении спорного нежилого помещения в подвале жилого дома из общего имущества, а также документа, подтверждающего, что учтены права собственников помещений на долю в праве собственности на общее имущество жилого дома.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент обращения Управления имущественных отношений с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности постановление от 04.06.2001 N 219/3 о включении спорного помещения в реестр муниципальной собственности не оспорено и является действующим.
Наличие спора о праве на указанное помещение либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами в рассматриваемом случае апелляционным судом не установлено.
Кроме того, апелляционный суд, принимая во внимание, что спорное помещение индивидуализировано в качестве самостоятельного нежилого помещения, изолировано от технического подвала и имеет отдельный вход с торцевой части здания; подача горячей воды с бойлера горячего водоснабжения, находящегося в данном помещении, осуществляется не только в дом, в котором расположено спорное помещение, но и в дом N 231 по ул. Удмуртской, пришел к выводу о том, что нежилое помещение площадью 89,2 кв. м используется не только для обслуживания помещений, находящихся в данном доме.
При таких обстоятельствах и учитывая, что Управлением имущественных отношений документы являются основаниями для государственной регистрации права собственности, п. 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Законом, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов апелляционного суда, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А71-13795/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие спора о праве на указанное помещение либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами в рассматриваемом случае апелляционным судом не установлено.
Кроме того, апелляционный суд, принимая во внимание, что спорное помещение индивидуализировано в качестве самостоятельного нежилого помещения, изолировано от технического подвала и имеет отдельный вход с торцевой части здания; подача горячей воды с бойлера горячего водоснабжения, находящегося в данном помещении, осуществляется не только в дом, в котором расположено спорное помещение, но и в дом N 231 по ул. Удмуртской, пришел к выводу о том, что нежилое помещение площадью 89,2 кв. м используется не только для обслуживания помещений, находящихся в данном доме.
При таких обстоятельствах и учитывая, что Управлением имущественных отношений документы являются основаниями для государственной регистрации права собственности, п. 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных данным Законом, апелляционный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное помещение и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
...
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2011 г. N Ф09-7060/11 по делу N А71-13795/2010