Екатеринбург |
|
08 ноября 2011 г. |
N Ф09-7129/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Екатеринбурга и Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Екатеринбурга (далее - администрация и департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2011 по делу N А60-20012/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Давыдова Е.В. (доверенность от 12.07.2011 N 186);
департамента - Давыдова Е.В. (доверенность от 29.07.2011 N 115);
закрытого акционерного общества "Бизнес-клуб "Глобус" (ИНН: 6662000420, ОГРН: 1026605761280; далее - общество) - Сальникова С.В. (доверенность от 31.10.2011 N 40).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании нормативного акта - постановления главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" недействующим в части включения в Перечень нежилого помещения (адрес: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 66, лит. А), арендуемого обществом на основании договора от 01.09.1997 N 22530007.
Определением суда от 03.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен департамент.
Решением суда от 26.08.2011 (судьи Куричев Ю.А., Воронин С.П., Евдокимов И.В.) заявленное обществом требование удовлетворено, постановление главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 в оспариваемой части признано недействующим как несоответствующее решению Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 N 12/72 "Об утверждении Положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".
В кассационной жалобе администрация и департамент просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления общества отказать. Заявители кассационной жалобы полагают, что включение арендуемых обществом помещений в утвержденный оспариваемым в части постановлением Перечень муниципального имущества полностью соответствует решению Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 N 12/72 и не нарушает права и законные интересы общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом установлено, что на основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга от 21.10.1997 N 22530007 (с учетом дополнительных соглашений к нему), заключенного между обществом и Екатеринбургским комитетом по управлению городским имуществом, общество арендует объекты муниципального нежилого фонда, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 66, лит. А (подвал, N 6-8,16,19-21,23,24,37,38, 1 этаж, 14-37). Данные объекты недвижимости переданы для использования под производственные и торговые помещения. Договор заключен на срок с 21.10.1997 по 31.12.2007. Дополнительным соглашением от 31.10.2007 срок действия договора продлен до 31.12.2012.
Главой г. Екатеринбурга 04.03.2009 принято и 07.03.2009 опубликовано в газете "Вечерний Екатеринбург" постановление N 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".
В данный Перечень включены нежилые помещения общей площадью 462,70 кв.м, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 66, лит. А (подвал, N 6-8,16,19-21,23,24,37,38, 1 этаж, 14-37), производственного, торгового назначения.
Не согласившись с постановлением главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 в части включения указанных объектов в Перечень муниципального имущества, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд исходил из несоответствия названного постановления в оспариваемой части действующему законодательству и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
На основании ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Исходя из положений ст. 2, 7, 48, 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").
В силу ст. 2, 17, п. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 Положения о правовых актах главы г. Екатеринбурга и должностных лиц администрации г. Екатеринбурга, утвержденного постановлением главы г. Екатеринбурга от 30.08.2006 N 872, предусмотрено, что правовыми актами главы г. Екатеринбурга являются постановления - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования "Город Екатеринбург", правовыми актами Екатеринбургской городской Думы отнесено к компетенции главы г. Екатеринбурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам местного значения и вопросам, отнесенным к компетенции главы г. Екатеринбурга.
Из содержания п. 2, 3 ст. 53 Устава муниципального образования "Город Екатеринбург", принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 N 8/1, следует, что постановления главы г. Екатеринбурга, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для опубликования и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном главой г. Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу.
Пунктом 2 постановления главы г. Екатеринбурга от 20.05.2008 N 1820 "Об установлении официальных источников опубликования правовых актов главы г. Екатеринбурга и иной официальной информации" предусмотрено, что официальным печатным изданием для опубликования правовых актов главы г. Екатеринбурга и иной официальной информации является газета "Вечерний Екатеринбург".
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159).
Согласно ст. 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу Закона N 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 данной статьи; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом социальная направленность Закона N 159-ФЗ такова, чтобы предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства, при соблюдении ими всех прочих условий, адресную государственную помощь в виде предоставления возможности приобрести в собственность часть муниципального или государственного имущества, находящегося у них в аренде. Предусмотренное законом преимущественное право является своего рода преференцией на участие в приватизации и направлено на выравнивание возможностей хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса по приобретению (созданию) основных средств производства.
На основании ч. 4 ст. 18 Закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Пунктом 4.1 ст. 18 Закона N 209-ФЗ установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в ч. 4 данной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно указал на то, что постановление от 04.03.2009 N 521 принято главой г. Екатеринбурга в рамках предоставленных законодательством полномочий.
Во исполнение положений Закона N 209-ФЗ решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 N 12/72 утверждено Положение о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения в перечень включаются: все отдельно стоящие здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства (абз. 2); высвобождаемые отдельно стоящие здания, строения, сооружения, нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", предназначенные для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства (абз. 3).
Пунктом 7 Положения также предусмотрено, что применительно к определенному виду деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в перечень включаются нежилые помещения, строения, сооружения, используемые для осуществления определенного вида деятельности (абз. 4).
Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 в Перечень муниципального имущества включены объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Свердлова, 66, лит. А (подвал, N 6-8,16,19-21,23,24,37,38, 1 этаж, 14-37), общей площадью 462,70 кв.м, арендуемое обществом на основании договора от 01.09.1997 N 22530007, действующего до 31.12.2012.
При рассмотрении дела суд первой инстанции верно установил, что спорные объекты не соответствуют критериям, указанным во втором и третьем абзацах п. 7 Положения, поскольку они арендуются не субъектом малого и среднего предпринимательства и не являются высвобождаемыми, то есть свободными от прав третьих лиц.
Поскольку спорные объекты недвижимости не подлежали включению в Перечень муниципального имущества, суд обоснованно пришел к выводу о том, что постановление главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 в оспариваемой части не соответствует п. 7 Положения.
С учетом того, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, постановлением главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 в оспариваемой части ограничиваются права и законные интересы заявителя как субъекта предпринимательской деятельности на преимущественное использование арендуемых нежилых помещений в своих целях, в частности право на приватизацию в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства и материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2011 по делу N А60-20012/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Екатеринбурга и Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.1 ст. 18 Закона N 209-ФЗ установлено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в ч. 4 данной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
...
Во исполнение положений Закона N 209-ФЗ решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 N 12/72 утверждено Положение о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" (далее - Положение).
...
С учетом того, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, постановлением главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 в оспариваемой части ограничиваются права и законные интересы заявителя как субъекта предпринимательской деятельности на преимущественное использование арендуемых нежилых помещений в своих целях, в частности право на приватизацию в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2011 г. N Ф09-7129/11 по делу N А60-20012/2011