Екатеринбург |
|
08 ноября 2011 г. |
N Ф09-6006/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2013 г. N Ф09-13276/12 по делу N А60-19598/2012
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N ВАС-84/13
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. N 17АП-9256/12
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2012 г. N 17АП-9999/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф09-8414/12 по делу N А60-19851/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ященок Т.П., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы г. Каменска-Уральского (далее - глава города, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2011 по делу N А60-8358/11.
В судебном заседании приняли участие представители:
главы города - Иванова Е.С. (доверенность от 01.06.2010 N 2024);
открытого акционерного общества "Водоканал" (далее - общество "Водоканал") - Полуяктова М.А. (доверенность от 02.02.2009 N 15);
открытого акционерного общества "ТГК N 9" (ИНН: 5904119388; далее - общество "ТГК N 9") - Мансурова Е.А..
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество "ТГК N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований) к главе города о признании недействующими Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденных постановлением главы города от 31.07.2008 N 575 (далее - Постановление главы города N 575) в полном объеме, как принятых главой города с нарушением предоставленных ему полномочий, несоответствующих Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), уставу муниципального образования "Город Каменск-Уральский", постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), постановлению Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 133-п).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, общество "Водоканал", Министерство природных ресурсов Свердловской области (ИНН: 6612019640; 6661089658, ОГРН: 1069612017936).
Решением суда от 13.07.2011 (судьи Гаврюшин О.В., Лихачева Г.Г., Кравцова Е.А.) заявление общества "ТГК N 9" удовлетворено частично. Признаны недействующими абз. 8, 11, 14 п. 6.1.2. Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденных постановлением главы города N 575 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576), как не соответствующие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и постановления N 133-п. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе глава города просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на необоснованность выводов суда в части признания недействующими абз. 8, 11, 14 п. 6.1.2. Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденных постановлением главы города N 575 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576), а также на необоснованное взыскание с главы города госпошлины в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы города N 575 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576) утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" (далее - Условия приема сточных вод).
Указанный правовой акт опубликован в печатном издании в установленном законом порядке.
Полагая, что Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденные постановлением главы города N 575, не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организаций и граждан, общество "ТГК N 9" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что изложенная в абз. 8, 11, 14 п. 6.1.2 Постановления главы города N 575 методика расчета повышенного тарифа при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ по формуле 2 не соответствует требованиям действующего законодательства.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. п. 1, 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Из материалов дела следует, что нормативы утверждены органом местного самоуправления и определены в Условиях приема сточных вод с соблюдением норм предельно допустимых сбросов, с учетом технической возможности общества "Водоканал".
Таким образом, оспариваемые Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденные Постановлением главы города N 575, вынесены органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям законодательства, в том числе требованиям Закона N 131-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Постановление N 167), постановления N 1310, Постановления.
Вместе с тем, в соответствии с п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 и в целях совершенствования нормирования и упорядочения расчетов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, Правительство Свердловской области Постановлением N 133-п утвердило порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Пунктом 8.2. данного Порядка установлено, что за сброс сверхнормативных сточных вод:
- при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубический метр превышения объема водоотведения за расчетный период;
- при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ плата взимается по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр) за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны предприятия ВКХ.
Разделом 6 Условий приема сточных вод, утвержденных постановлением главы города N 575 установлены условия оплаты услуг по водоотведению в систему хозяйственно-бытовой канализации г. Каменска-Уральского.
Согласно п. 6.1.2. Условий приема сточных вод за сброс сверхнормативных сточных вод:
- при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа (согласно п. 6.1.1. данных Условий) за каждый кубометр превышения объема водоотведения за расчетный период;
- при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ взимается плата по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр), за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны общества "Водоканал".
Повышенный тариф рассчитывается по следующей методике, где
Тп = ТхКп,
Тп - повышенный тариф;
Т- тариф на услуги водоотведения согласно п. 6.1.1.;
Кп - коэффициент повышенной надбавки, считается как сумма всех превышений и принимается не более 5.
Кп = SUMEi <= 5
Ki - коэффициент превышения допустимой концентрации i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента.
Ki = Сiф/ Сiд, где
Сiф - фактическая концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента с учетом фоновых концентраций подаваемой воды согласно п. 6.2 настоящего раздела;
Сiд - допустимая концентрация i-го загрязнения, установленного для абонента.
SUMKi - сумма всех коэффициентов превышений".
Абзацами 8, 11, 14 п. 6.1.2 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" определяется методика расчета повышенного тарифа при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ. В методике расчета используется Ki - коэффициент превышения допустимой концентрации i-гo загрязнения в пробе сточных вод абонента.
При применении формулы Ki в виде Ki = Сiф/ Сiд определяется, во сколько раз фактическая концентрация выше допустимой, то есть устанавливается коэффициент концентрации (показатель кратности фактических содержаний химических элементов над их допустимым содержанием).
Для определения коэффициента превышения допустимой концентрации необходимо установить разницу между фактической и допустимой концентрацией и ее соотношение с допустимой концентрацией.
Согласно разъяснениям Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, содержащимся в письме от 11.02.2011 N 22-04-848, в возражениях от 25.05.2011 N 22-04-3788, из анализа следующих формул
Кл=(Сiф-Сiд) / Сiд (формула 1) и Кл=Сiф/Сiд (формула 2),
где
Сiф - фактическая концентрация i-того загрязнения в пробе сточных вод,
Сiд - допустимая концентрация i-того загрязнения, установленная для абонента,
следует, что по формуле 2 производится расчет за сброс всего объема сброшенных вод (как нормативного, так и сверхнормативного), а формула 1 определяет расчет концентрации превышения над допустимым показателем, то есть сверхнормативного, что и установлено п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением N 133-п.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет по формуле 1 более точно соответствует требованиям действующего законодательства, чем расчет по формуле 2.
Кроме того, формула 1 соответствует формуле, приведенной в Инструктивно-методических указаниях по нормированию и контролю сточных вод, отводимых в системы коммунальной канализации населенных пунктов и взимания платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, утвержденных заместителем председателя правительства Свердловской области.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что абз. 8, 11, 14 п. 6.1.2 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденных Постановлением главы города N 575, противоречат порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленных п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 167, п. 1 Постановления N 1310, п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением N 133-п и не отвечают целям введения платежей, используемых в качестве мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал указанные положения оспариваемого нормативного акта недействующими.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом исследована недействующая редакция Постановления N 575, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку порядок расчета коэффициента превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" не изменился.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом в нарушение п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заинтересованного лица взысканы расходы общества "ТГК N 9" по уплате госпошлины в полном объеме, тогда как требования общества удовлетворены частично.
Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. Следовательно, суд правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность по уплате государственной пошлины в полном объеме за рассмотрение данного заявления.
Иные доводы главы города, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании законно применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2011 по делу N А60-8358/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Главы города Каменска-Уральского - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"следует, что по формуле 2 производится расчет за сброс всего объема сброшенных вод (как нормативного, так и сверхнормативного), а формула 1 определяет расчет концентрации превышения над допустимым показателем, то есть сверхнормативного, что и установлено п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением N 133-п.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет по формуле 1 более точно соответствует требованиям действующего законодательства, чем расчет по формуле 2.
Кроме того, формула 1 соответствует формуле, приведенной в Инструктивно-методических указаниях по нормированию и контролю сточных вод, отводимых в системы коммунальной канализации населенных пунктов и взимания платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов, утвержденных заместителем председателя правительства Свердловской области.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что абз. 8, 11, 14 п. 6.1.2 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденных Постановлением главы города N 575, противоречат порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленных п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 167, п. 1 Постановления N 1310, п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением N 133-п и не отвечают целям введения платежей, используемых в качестве мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2011 г. N Ф09-6006/11 по делу N А60-8358/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6006/2011