Екатеринбург |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А60-17513/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Тороповой М.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.09.2014 по делу N А60-17513/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 23.04.2015 принял участие представитель кадастровой палаты - Цыганенко К.С. (доверенность от 10.09.2014 N 92). После объявленного перерыва в судебном заседании, 24.04.2015 представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Администрация Новоуральского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью "Группа комплексных решений" (далее - общество "Группа комплексных решений"), Правительству Свердловской области, кадастровой палате с заявлением о признании кадастровой ошибки, допущенной обществом "Группа комплексных решений" при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:57:0102039:76 площадью 13 151 кв. м, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Октябрьская, 6Б, в постановлении Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление N 695-ПП); установлении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 17 202 297 руб. 06 коп., исходя из стоимости удельного показателя 1 кв. м соответствующего пятой группе видов разрешенного использования в размере 1308 руб. 06 коп.
На основании положений ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - министерство), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление Росреестра).
Решением суда от 25.09.2014 (судья Беляев К.П) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального и материального права. Заявитель полагает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных администрацией требований, чем ограничил возможность кадастровой палаты предоставлять возражения и доказательства относительно требований об установлении вида разрешенного использования спорного земельного участка и его кадастровой стоимости (ст. 49, 133, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, заявитель считает, что при рассмотрении данного дела, судами принято решение о правах и обязанностях арендаторов спорного земельного участка, не привлеченных к участию в деле, что противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13.
По мнению кадастровой палаты, материалами дела не подтверждается вывод судов о том, что целью обращения администрации с рассматриваемыми требованиями являлось внесение в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка и соответствующей этому виду кадастровой стоимости, так как ранее администрация обращалась с просьбой о внесении в ГКН соответствующих сведений. Также заявитель не согласен с выводом о соответствии вида разрешенного использования "для эксплуатации нежилого здания многофункционального целевого назначения", установленного решением суда, зоне ОД.2, градостроительному регламенту, пятой группе видов разрешенного использования.
Заявитель также полагает, что он, являясь техническим органом и не может быть признан надлежащим ответчиком по иску об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно содержащимся в ГКН сведениям земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 66:57:0102039:76, площадью 13 151 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Октябрьская, д. 6Б, с разрешенным использованием - для эксплуатации здания многофункционального целевого назначения, право собственности на который не разграничено, стоит на государственном кадастровом учете с 10.07.2008. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 19 281 733 руб. 18 коп., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 10.02.2014 N 66/301/14-52826.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в ГКН 23.06.2011 на основании постановления N 695-ПП, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.02.2014, выданной Новоуральским отделом кадастровой палаты.
В соответствии с названным постановлением указанный земельный участок отнесен к первой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
Согласно Генеральному плану г. Новоуральска, утвержденному решением Думы Новоуральского городского округа от 24.04.2013 N 54, Правилам землепользования и застройки Новоуральского городского округа, утвержденным решением Думы Новоуральского городского округа от 16.12.2009 N 176, указанный земельный участок относится к общественно-деловой зоне (ОД.2.), разрешенное использование - многофункционального назначения (магазины, бытовые услуги, офисы), что подтверждается письмом Комитета архитектуры и градостроительства администрации Новоуральского городского округа от 25.02.2014 N 14-06-127.
Земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102039:76 фактически используется под объекты многофункционального целевого назначения (магазин, кафе, аптека, почта, библиотека), что подтверждается материалами дела (договорами аренды земельного участка от 25.06.2010 N 316, дополнительными соглашениями к нему от 17.11.2010 N 657 и от 18.04.2014 N 80, договором об установлении прав ограниченного пользования земельным участком от 24.01.2014 N 7, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.06.2014 N 66-0-1-142/4003/2014-620.
Таким образом, по мнению истца, земельный участок с кадастровым номером 66:57:0102039:76 должен относиться к пятой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в соответствии с которой его кадастровая стоимость должна составлять 17 202 297 руб. 06 коп.
Администрацией в адрес министерства направлены письма от 25.07.2011 N 3682/01-27, от 24.08.2011 N 4290/01-27, от 11.11.2011 N 6043/01-27, от 19.01.2012 N 271/01-27, от 23.04.2012 N 2298/01-27, от 18.12.2012 N 7633/01-27 о необходимости исправления ошибки в отношении установленного вида разрешенного использования земельного участка и внесения изменений в его кадастровую стоимость.
Министерство письмом от 21.01.2013 N 17-01-81/497 сообщило, что в целях решения изложенного в обращении вопроса инициирована процедура установления управлением Росреестра факта кадастровой ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
Управлением Росреестра 15.02.2013 направлен ответ N 29-17/7289, в котором указано, что для внесения изменений в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельных участков администрации необходимо обратиться с заявлением установленной формы и приложением необходимых документов в структурное подразделение кадастровой палаты.
Постановлением администрации Новоуральского городского округа от 13.06.2013 N 1463-а спорный земельный участок отнесен к пятой группе видов разрешенного использования - земельный участок, предназначенный для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Действуя согласно процедуре учета изменений объекта недвижимости, администрация 18.06.2013 в порядке информационного взаимодействия направила в Новоуральский отдел кадастровой палаты письмо N 619/07-10 об изменении кадастровых сведений в отношении указанного земельного участка, приложив постановление от 13.06.2013 N 1463-а "Об отнесении земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Октябрьская, 66 к 5группе видов разрешенного использования".
Решением кадастровой палаты от 14.08.2013 N 66/13-138826 отказано во внесении сведений в порядке информационного взаимодействия в связи с отсутствием у органа местного самоуправления правомочий на принятие акта об изменении группы видов разрешенного использования (п. 34 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
В ответ на обращение администрации от 24.09.2013 N 6121/01-27 управлением Росреестра направлено письмо от 29.10.2013 N 29-17/25943, в котором сообщено, что отнесение земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования и выполнение расчетов кадастровой стоимости относится к компетенции оценщиков и специалистов кадастровой палаты. Орган местного самоуправления не уполномочен принимать решение об отнесении земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования, по земельным участкам, перечисленным администрацией, кадастровых ошибок не выявлено.
Полагая, что в ГКН содержится кадастровая ошибка в части внесения сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 66:57:0102039:76, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев материалы настоящего дела, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, изложенными в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14 от 16.11.2010 N 8467/10, п. 3 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), пришел к выводу о том, что, по сути, целью обращения истца в суд является изменение вида разрешенного использования земельного участка и установление соответствующей этому виду кадастровой стоимости, в связи с чем заявленные администрацией требования рассмотрены в исковом порядке.
Удовлетворяя требования администрации, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (п. 2, 3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил). В п. 10 названных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судами установлено, что отнесение спорного земельного участка к первой группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, осуществлено оценщиком общества "Группа комплексных решений" в рамках реализации работ в соответствии с государственным контрактом.
Ввиду отсутствия возможности присвоения номера вида разрешенного использования обществом "Группа комплексных решений" в администрацию был направлен запрос для согласования и сбора дополнительной информации.
В связи с поступлением письма администрации от 16.06.2010, оценщик отнес спорный земельный участок первой группе разрешенного использования.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, действовавшими в спорный период, а также согласно группам видов разрешенного использования, приведенным в постановлении N 695-ПП, земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки отнесены к первой группе видов разрешенного использования, а земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания - к пятой.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что на спорном земельном участке расположены магазин "Мегамарт", кафе "Дольче Вита", подразделение Почты России, библиотека, что подтверждается представленными в материалы дела договорами аренды земельного участка от 25.06.2010 N 316, дополнительными соглашениями к нему от 17.11.2010 N 657 и от 18.04.2014 N 80, договором об установлении прав ограниченного пользования земельным участком от 24.01.2014 N 7, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.06.2014 N 66-0-1-142/4003/2014-620.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что использование спорного земельного участка соответствует пятой группе видов разрешенного использования.
Данный вид использования соответствует градостроительной документации: генеральному плану г. Новоуральска, утвержденному решением Думы Новоуральского городского округа от 24.04.2013 N 54, Правилам землепользования и застройки Новоуральского городского округа, утвержденным решением Думы Новоуральского городского округа от 16.12.2009 N 176, в соответствии с которыми указанный земельный участок относится к общественно-деловой зоне (ОД.2.), разрешенное использование - многофункциональное назначение (магазины, бытовые услуги, офисы).
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Спорный земельный участок находится в черте города Новоуральска и относится к категории "земли населенных пунктов".
Из положений ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая общественно-деловые и иные территориальные зоны.
Норма п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (п. 8, 9 ст. 1, ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для установления вида разрешенного использования спорного земельного участка - для эксплуатации нежилого здания многофункционального нежилого назначения и его кадастровой стоимости в размере 17 202 297 руб. 06 коп., исходя из размера удельного показателя, соответствующего пятой группе видов разрешенного использования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных администрацией требований, чем ограничил возможность кадастровой палаты предоставлять возражения и доказательства, подлежит отклонению, так как из материалов дела следует, что при рассмотрении дела судом первой инстанции кадастровая палата представляла отзыв на заявление администрации, в котором излагал доводы, в том числе, относительно правомерности требований о внесении изменений в ГКН.
Утверждение кадастровой палаты о том, что она является ненадлежащим ответчиком, рассмотрено и правомерно отклонено судом апелляционной инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 818/14.
Ссылка ответчика на несоответствие вида разрешенного использования "для эксплуатации нежилого здания многофункционального целевого назначения", установленного решением суда, зоне ОД.2, градостроительному регламенту, пятой группе видов разрешенного использования, направлена на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение судами норм процессуального права в связи рассмотрением данного дела без привлечения к его участию арендаторов спорного земельного участка, судом кассационной инстанции не принимаются, так как в оспариваемых судебных актах не разрешены вопросы о правах и обязанностях данных лиц.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.09.2014 по делу N А60-17513/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.