Екатеринбург |
|
10 ноября 2011 г. |
N Ф09-6847/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет, единый тарифный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2011 по делу N А76-25396/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального предприятия "Горэлектросеть" - Платонова Т.Г. (доверенность от 01.10.2011 N юр-8100), Гоголева Ю.В. (доверенность от 06.09.2011 N юр-8091);
комитета - Миклина Ю.Б. (доверенность от 01.04.2011), Симоненко А.В. (доверенность от 07.11.2011).
Муниципальное предприятие "Горэлектросеть" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к комитету о признании недействительным извещения от 07.10.2010 N 4984-02 и об обязании осуществить функции регулирующего органа в части открытия дела и утверждении индивидуальной платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Определением суда от 09.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Жилищное ремонтно - эксплуатационное управление N 3" (далее - общество "ЖРЭУ N 3"), Антонов Николай Владимирович.
Решением суда от 26.04.2011 (судья Наконечная О.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Суды указали на неправомерность отказа предприятию в открытии дела об установлении тарифов (цен).
В кассационной жалобе единый тарифный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что предприятие обязано заключить договор о технологическом присоединении непосредственно с Антоновым В.Н. и самостоятельно урегулировать отношения с иными лицами; оспариваемое извещение не нарушает прав и законных интересов предприятия, поскольку сумма выпадающих доходов от льготного присоединения включена в тариф на передачу электрической энергии на 2011 г.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "ЖРЭУ N 3" (заявитель) и предприятием (сетевая компания) заключен договор от 03.09.2010 N 546/2010 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ТП459.
В соответствии с условиями данного договора сетевая компания осуществляет технологическое присоединение в отношении увеличения отбора мощности на жилой дом N 13 по ул. Доменщиков г. Магнитогорск (на границе балансовой принадлежности) под объект перевод квартиры N 1 в нежилое помещение (для Антонова Н.В.). Цена договора представляет собой сумму индивидуальной платы на технологическое присоединение, устанавливаемое комитетом.
Предприятие 16.09.2010 обратилось в Единый тарифный орган с заявлением об установлении тарифа для утверждения индивидуальной платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества "ЖРЭУ N 3".
Извещением от 07.10.2010 N 4984-02 комитет отказал в открытии дела об установлении тарифов (цен), указав на допущенные со стороны предприятия нарушения законодательства в области порядка ценообразования для установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для владельцев нежилых помещений.
Не согласившись с данным извещением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств (пункт 2 Правил).
Любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами (пункт 4).
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту (пункт 8 Правил).
В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 30).
Согласно пункту 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) плата за технологическое присоединение к электрическим сетям производится организациями (физическими лицами), подавшими заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям в сетевую организацию, имеющую на праве собственности или на ином законном основании соответствующие объекты электросетевого хозяйства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109
При наличии технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям в размер платы за присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.
Указанные мероприятия осуществляются в установленном порядке организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой производится технологическое присоединение, и (или) потребителями (в том числе с привлечением специализированных организаций).
Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, в том числе путем установления стандартизированных тарифных ставок с учетом требований порядка определения предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов, утверждаемого Министерством энергетики Российской Федерации.
Размер стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство (реконструкцию) объектов электросетевого хозяйства.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают плату за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям, которая может быть дифференцирована по муниципальным образованиям и по районам.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей. При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям рассчитывает размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации. Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств, размер которых включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение.
Пункт 17 Правил также устанавливает, что размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности
Учитывая границы балансовой принадлежности с сетевой организацией и положения ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что заявителем на технологическое присоединение в данном случае в отношении увеличения отбора мощности на жилой дом N 13 по ул. Доменщиков г. Магнитогорск (на границе балансовой принадлежности) под объект - перевод квартиры N 1 в нежилое помещение (для Антонова Н.В.), выступило общество "ЖРЭУ N 3". Мощность энергопринимающих устройств заявителя с учетом ранее присоединенной мощности составляет более 15 кВт.
Согласно Постановлению Единого тарифного органа от 25.12.2009 N 49/64 "Об установлении платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям Челябинской области" установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. (период рассматриваемых правоотношений).
Между тем, заявителем по технологическому присоединению является общество "ЖРЭУ N 3", которое не относится к некоммерческим организациям, для которых установлен указанным постановлением Единого тарифного органа льготный размер платы за технологическое присоединение (550 руб.).
Комитетом не представлено нормативно-правового обоснования отказа предприятию в открытии дела об установлении тарифов для утверждения индивидуальной платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества "ЖРЭУ N 3".
Данный отказ нарушает право МП "Горэлектросеть" на установление индивидуальной платы за технологическое присоединение и не соответствует ст. 26 Федерального закона об электроэнергетике и вышеуказанным положениям Правил.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным указанный отказ.
Доводы единого тарифного орана о том, что предприятие обязано заключить договор о технологическом присоединении непосредственно с Антоновым В.Н. и самостоятельно урегулировать отношения с иными лицами судом кассационной инстанции не принимаются поскольку наличие указанной обязанности не свидетельствует о законности оспариваемого отказа.
Ссылка комитета о том, что оспариваемое извещение не нарушает прав и законных интересов предприятия, поскольку сумма выпадающих доходов от льготного присоединения включена в тариф на передачу электрической энергии на 2011 г., отклоняется судом кассационной инстанции так как названные меры не связаны с правом предприятия на установление индивидуальной платы за технологическое присоединение.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2011 по делу N А76-25396/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая границы балансовой принадлежности с сетевой организацией и положения ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что заявителем на технологическое присоединение в данном случае в отношении увеличения отбора мощности на жилой дом N 13 по ул. Доменщиков г. Магнитогорск (на границе балансовой принадлежности) под объект - перевод квартиры N 1 в нежилое помещение (для Антонова Н.В.), выступило общество "ЖРЭУ N 3". Мощность энергопринимающих устройств заявителя с учетом ранее присоединенной мощности составляет более 15 кВт.
Согласно Постановлению Единого тарифного органа от 25.12.2009 N 49/64 "Об установлении платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям Челябинской области" установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. (период рассматриваемых правоотношений).
...
Комитетом не представлено нормативно-правового обоснования отказа предприятию в открытии дела об установлении тарифов для утверждения индивидуальной платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества "ЖРЭУ N 3".
Данный отказ нарушает право МП "Горэлектросеть" на установление индивидуальной платы за технологическое присоединение и не соответствует ст. 26 Федерального закона об электроэнергетике и вышеуказанным положениям Правил."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 ноября 2011 г. N Ф09-6847/11 по делу N А76-25396/2010