Екатеринбург |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А34-4205/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Кургана (далее - заявитель, администрация) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2014 по делу N А34-4205/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - антимонопольный орган, управление) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Курганский центральный рынок" (далее - заявитель, общество "Курганский центральный рынок") обратилось Арбитражный суд Курганской области с заявлением к управлению о признании недействительными решения от 09.04.2014 по делу N 173 и предписания от 09.04.2014 N 2 о нарушении антимонопольного законодательства.
Администрация также обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения от 09.04.2014 по делу N 173 и предписания от 09.04.2014 N 2 о нарушении антимонопольного законодательства (дело N А34-3198/2014).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (далее - департамент).
Определением суда Курганской области от 26.08.2014 дела N А34-4205/2014 и N А34-3108/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера N А34-4205/2014.
Решением суда от 30.10.2014 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 (судьи Плаксина Н.Г., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Администрация считает необоснованным вывод судов о незаконном наделении общества "Курганский центральный рынок" статусом организатора ярмарки, полагая, что соглашение от 18.03.2011 между администрацией и обществом "Курганский центральный рынок" заключено в соответствии с Порядком организации деятельности ярмарки на территории Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 N 280 (далее - Порядок организации деятельности ярмарки на территории Курганской области), по которому они выступают организаторами совместной ярмарки.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что, поскольку другие хозяйствующие субъекты в орган местного самоуправления с заявлением об организации совместной ярмарки не обращались, осуществление обществом "Курганский центральный рынок" функций одного из организаторов ярмарки на основании соглашения исключает наличие преференции, при этом действия администрации по организации совместных ярмарок с обществом "Курганский центральный рынок" не могут быть расценены как препятствование осуществлению предпринимательской деятельности иных хозяйствующих субъектов, поскольку заявок об организации совместных ярмарок по рассматриваемым адресам от других лиц не поступало.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курганской области антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела N 173 в отношении администрации по нарушению ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), создание комиссии.
По результатам проведенной проверки 09.04.2014 управлением вынесено решение, которым действия администрации, выразившееся в предоставлении преимуществ обществу "Курганский центральный рынок" при заключении соглашения от 18.03.2011 о взаимодействии по организации ярмарок по адресам: пл. Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, пр. Машиностроителей, д. 3а, ул. Карбышева - ул. Кузнецова, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках по указанным выше адресам, признано нарушением ч. 1 ст.15 Закона о защите конкуренции (п. 1 решения).
В соответствии с п. 2, 3 данного решения действия администрации и общества "Курганский центральный рынок", выразившееся в заключении и реализации соглашения от 18.03.2011 о взаимодействии по организации ярмарок по названные выше адресам, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках услуг по предоставлению торговых мест на ярмарках города Кургана, признаны нарушающими ст. 16 Закона о защите конкуренции.
На основании данного решения управлением выданы предписания, в которых на администрацию возложена обязанность в трехмесячный срок прекратить нарушение ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции; обществу "Курганский центральный рынок" совершить действия, направленные на прекращение соглашения от 18.03.2011 о взаимодействии при организации ярмарок, нарушающие антимонопольное законодательство.
Полагая, что названные решение и предписания управления незаконны, общество "Курганский центральный рынок" и администрация обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых ненормативных актов нормам действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Частью 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В данной статье приведен перечень конкретных нарушений, который не является закрытым.
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Таким образом, принимаемые органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, решения, а также совершаемые действия (бездействие), должны быть направлены на реализацию этих положений Закона о защите конкуренции.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления как не соответствующих ст. 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
С учетом изложенного для квалификации нарушения антимонопольного законодательства применительно к Закону о защите конкуренции обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями.
Организация ярмарок на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ и оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются (ст. 11 Федерального закона N 381-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона N 381-ФЗ организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.
Согласно п. 7 ст. 11 названного закона размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Порядок организации деятельности ярмарки на территории Курганской области, утвержден постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.07.2007 N 280, в пункте 5 которого установлено, что решение о проведении ярмарки оформляется правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Курганской области при размещении ее на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также если организатором ярмарки, в том числе совместной, является соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области. В правовом акте указывается тип (в случае проведения ярмарки по продаже товаров), место, срок проведения ярмарки.
Возможность проведения совместной ярмарки на основании заключенного соглашения о взаимодействии организаторов предусмотрена п. 2 Порядка организации деятельности ярмарок на территории Курганской области.
Из пункта 7 Порядка организации деятельности ярмарки на территории Курганской области следует, что юридические лица, индивидуальные предприниматели - организаторы ярмарки при организации ярмарок на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности данных хозяйствующих субъектов, информируют в письменном виде о месте и сроке ее проведения орган местного самоуправления муниципального образования Курганской области, не позднее чем за 3 дня до проведения ярмарки.
Таким образом, руководствуясь приведенными выше положениями законодательства, суды верно заключили, что юридическое лицо вправе выступать организатором ярмарки только в случае нахождения у него в собственности земельного участка или здания, строения, где организуется ярмарка.
В силу ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение (договор) должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), в том числе ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов дела, администрацией 18.03.2011 принято постановление N 2042 "Об организации ярмарок на территории города Кургана" по адресам: пл. Собанина в районе Дворца культуры железнодорожников, пр. Машиностроителей, д. 3а, ул. Карбышева - ул. Кузнецова со сроком ярмарочной деятельности с 22.03.2011 по 31.01.2012; сроки которых неоднократно продлялись (срок деятельности ярмарок продлен до 01.02.2015); названным постановлением постановлено также утвердить соглашение с обществом "Курганский центральный рынок" о взаимодействии при организации ярмарок согласно приложению.
Материалами дела подтверждено, что между администрацией и обществом "Курганский центральный рынок" заключено и утверждено соглашение о взаимодействии при организации ярмарок от 18.03.2011 (далее - соглашение от 18.03.2011), предметом которого является взаимодействие сторон при организации совместных ярмарок по указанным адресам (п. 1.1); стороны совместно разрабатывают схемы размещения и количество торговых мест на ярмарках, определяют режим работы ярмарок, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках (п. 2.1).
Пунктами 2.3, 2.4 соглашения от 18.03.2011 предусмотрено, что общество "Курганский центральный рынок" заключает договоры с продавцами (исполнителями) о предоставлении мест для продажи товаров (выполнении работ, оказания услуг) на ярмарках, перечисляет в бюджет города Кургана 12% от суммы платы за предоставленные торговые места по результатам заключенных договоров с продавцами (исполнителями) ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, на счет Управления Федерального казначейства по Курганской области.
Исследуя приведенные условия соглашения от 18.03.2011, суды первой и апелляционной инстанции правомерно согласились с выводами антимонопольного органа, которым установлено, что фактически организатором ярмарок является общество "Курганский центральный рынок", поскольку во исполнение соглашения последним совершались такие действия, как утверждение Схемы расположения торговых мест на ярмарках и Положения о порядке организации и проведении ярмарок по названным адресам. При этом в целях выполнения указанного соглашения, Положения о порядке организации и проведении ярмарок, обществом "Курганский центральный рынок" заключались договоры с участниками ярмарок о предоставлении торгового места на рынке, для продажи товаров на ярмарках (пл. Собанина, ул. Кузнецова, пр. Машиностроителей и пр.) по условиям которых, организатором ярмарок являлось общество "Курганский центральный рынок"; в них установлены порядок и условия проведения ярмарок, требования к осуществлению деятельности по продаже товаров на ярмарке; приказами генерального директора общества "Курганский центральный рынок" утверждены расценки за предоставление торговых мест, порядок взимания платы за предоставление торгового места на ярмарке; заключались договоры о предоставлении торгового места на земельных участков ярмарки, которые не сформированы, не поставлены на кадастровый учет, собственность на данные земельные участки не разграничена, права на данные земельные участки обществу "Курганский центральный рынок" не передавались.
Материалами дела также подтверждено, что администрация не оповещала каким-либо образом неопределенный круг хозяйствующих субъектов в городе Кургане об организации ярмарок.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что общество "Курганский центральный рынок" являлось организатором ярмарок на не принадлежащих ему земельных участках по указанным адресам только в силу заключения соглашения с администрацией основано на материалах дела.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно посчитав, что, поскольку соглашением, заключенным 18.03.2011 администрацией с обществом "Курганский центральный рынок", общество "Курганский центральный рынок" наделено полномочиями по организации ярмарок, тем самым ему предоставлены преимущества по организации ярмарок на территории муниципального образования, судами рассматриваемые правоотношения правомерно квалифицированы как нарушающие ч. 1 ст. 15, ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Доказательств в подтверждение своих возражений в материалы дела администрацией не представлено, как не представлено доказательств, опровергающих выводы судов.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых ненормативных актов действующему законодательству, материалам дела, в связи с чем правомерно отказали заявителям в удовлетворении заявленных требований.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Суд кассационной инстанции полагает, что исходя из заявленных требований все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2014 по делу N А34-4205/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.