Екатеринбург |
|
14 ноября 2011 г. |
N Ф09-7230/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (ИНН: 4501109380, ОГРН: 1044500013975; далее - управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 по делу N А34-330/2011 Арбитражного суда Курганской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Масленникова М.Ю. (доверенность от 28.04.2011 N 2);
общества с ограниченной ответственностью "Хлеб Зауралья" (далее - общество) - Дробышевская Н.П. (доверенность т 11.01.2011 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным представления управления от 27.12.2010 N 43-04-63/2721 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, констатировавшего нецелевое использование средств федерального и областного бюджетлв с предложением возместить в соответствующие бюджеты 2 903 323 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности по Курганской области (далее - департамент).
Решением суда от 06.05.2011 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда отменено. Заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит указанное постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов апелляционного суда о незаконности оспариваемого предписания.
Как следует из материалов дела, обществом заключен ряд кредитных договоров для приобретения семян, горюче-смазочных материалов, запасных частей, удобрений, гербицидов для проведения посевной компании: с открытым акционерным обществом "Банк конверсии "Снежинский" от 11.06.2008 N 69/99 на сумму 10 000 000 руб., от 15.07.2009 N 12259/2 на сумму 10 000 000 руб., с открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк" от 25.11.2008 N 084509/0016 на сумму 10 000 000 руб., от 16.04.2008 N 084509/0007 на сумму 11 000 000 руб.
По заявлениям общества, поданным в департамент после заключения вышеназванных кредитных договоров, и на основании постановлений: Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"; Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 998 "О предоставлении в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным производителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2007-2009 годах на срок до 1 года"; Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 622 "Об утверждении Порядков предоставления из областного бюджета субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Курганской области"; Правительства Курганской области от 14.04.2009 N 203, 204 "Об утверждении Порядков предоставления в 2009-2011 годах субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов, направляемых на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса при исполнении расходных обязательств Курганской области", Правительства Курганской области от 09.02.2010 N 10 "Об утверждении Порядков предоставления в 2010 году из областного бюджета субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области" обществу департаментом на возмещение части затрат на уплату процентов по указанным кредитам из средств федерального и областного бюджетов всего перечислены субсидии: в 2008 г. - 10 696 864 руб., в 2009 году - 11 418 576 руб., в 2010 г. - 2 148 287 руб.
Управлением проведена проверка целевого использования названных бюджетных средств обществом.
В ходе проверки, по мнению управления, выявлен ряд нарушений, допущенных обществом при использовании бюджетных субсидий, выделенных ему в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Государственная программа), а именно: нецелевое, незаконное (неправомерное) использование средств федерального и областного бюджетов, выделенных в качестве субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам в части расходов на покупку семян пшеницы - всего на сумму 2 903 323 руб.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 08.12.2010.
Управлением в адрес общества внесено представление от 27.12.2010 N 43-04-63/2721 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, с предложением в месячный срок со дня его получения принять меры к возмещению денежных средств в соответствующие бюджеты в указанных размерах - всего в сумме 2 903 323 руб.
Посчитав названное представление управления незаконным, нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд отменил решение суда, указав на обоснованность выдачи департаментом обществу субсидий и отсутствия со стороны общества нарушений бюджетного законодательства.
Выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги (п. 1 ч.1 ст. 7 Закона N 264-ФЗ).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Закона N 264-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 были утверждены "Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях" (далее - Правила N 90), которые устанавливали порядок распределения и предоставления в 2009 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Пунктом 9 Правил N 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждено, что бюджетные субсидии получены обществом на основании решения департамента, в связи с представлением обществом необходимых и достаточных документов, установленных действующим законодательством для получения названных субсидий.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом общество, в том смысле, в котором это установлено ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получателем бюджетных средств не является.
В силу п. 8 Правил N 90 средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией.
Из названных положений правил N 90 и материалов дела следует, что обществом на момент предоставления субсидий уже понесены расходы по уплате основного долга и процентов за пользование кредитом, установленные в кредитных договорах.
Таким образом, в данном случае, обществом не осуществляется целевое расходование бюджетных средств, так как названные субсидии являются компенсацией ранее произведенных обществом расходов.
Следовательно, так как общество не является получателем бюджетных средств, не осуществляет целевое расходование данных средств, у управления не имелось правовых оснований для осуществления проверочных мероприятий в отношении общества, как участника бюджетного процесса и вынесения оспариваемого представления.
В данном случае управлением фактически проведена проверка законности решения департамента о предоставлении обществу указанных бюджетных средств.
Вместе с тем, доказательств того, что названная проверка общества проводилась в связи с осуществлением соответствующих проверочных мероприятий в отношении департамента, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание названные обстоятельства, апелляционный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого предписания управления.
Кроме того, суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда о том, что оспариваемым представлением нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку данный ненормативный акт носит властно-распорядительный характер, неисполнение которого влечет установленную законом ответственность.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил заявление общества и признал оспариваемое предписание незаконным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 по делу N А34-330/2011 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О.Черкезов |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждено, что бюджетные субсидии получены обществом на основании решения департамента, в связи с представлением обществом необходимых и достаточных документов, установленных действующим законодательством для получения названных субсидий.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом общество, в том смысле, в котором это установлено ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получателем бюджетных средств не является.
В силу п. 8 Правил N 90 средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией.
Из названных положений правил N 90 и материалов дела следует, что обществом на момент предоставления субсидий уже понесены расходы по уплате основного долга и процентов за пользование кредитом, установленные в кредитных договорах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2011 г. N Ф09-7230/11 по делу N А34-330/2011