Екатеринбург |
|
15 ноября 2011 г. |
N Ф09-6910/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Мындря Д.И., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" (далее - общество "Технопарк") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по делу N А76-24294/2010 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра) - Плюта Ю.В. (доверенность от 01.08.2011 N 179);
Общества "Технопарк" - Пшеничникова Е.В. (доверенность от 02.02.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоиндустрия" (далее - общество "Теплоиндустрия") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению Росреестра о признании незаконным бездействия, выразившегося в его уклонении от государственной регистрации перехода права собственности от общества "Теплоиндустрия" к обществу "Технопарк" на основании заявлений: от 06.09.2010 - запись в книге учета входящих документов N 258, от 09.09.2010 - запись в книге учета входящих документов N 309, от 09.09.2010 - запись в книге учета входящих документов N 310, от 02.12.2010 - запись в книге учета входящих документов N 98, от 02.12.2010 - запись в книге учета входящих документов N 99, от 02.12.2010 - запись в книге учета входящих документов N 100, на объекты недвижимого имущества: нежилое здание (трансформаторная подстанция) общей площадью 78 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:00 00 00:00:025226:1000/Г6; нежилое здание (трансформаторная подстанция) общей площадью 63,4 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:000000:00:025226:1000/Г17; нежилое административное здание общей площадью 1152,4 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:00 00 00:00:023226:1000/Д, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Трактовая, д. 26; обязании управления Росреестра зарегистрировать переход права собственности от общества "Теплоиндустрия" к обществу "Технопарк" на объекты недвижимого имущества: нежилое здание (трансформаторная подстанция) общей площадью 78 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:000000:00:025226:1000/Г6; нежилое здание (трансформаторная подстанция) общей площадью 63,4 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:000000:00:025226:1000/Г17; нежилое административное здание общей площадью 1152,4 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:000000:00:023226:1000/Д, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Трактовая, д. 26 (с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2011, 28.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Технопарк", Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска (далее - инспекция), Советский районный отдел судебных приставов г. Челябинска, Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - управление службы судебных приставов).
Решением суда от 29.04.2011 (судья Е.А. Михайлова) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 (судьи Ермолаева Л.П., Баканов В.В., Соколова И.Ю.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Технопарк" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 63, 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), неполное выяснение судом обстоятельств дела, а также несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы указал, что регистрирующий орган не уведомлял стороны сделки по передаче спорного имущества в уставный капитал о принятии обеспечительных мер в отношении данного имущества на основании решения инспекции от 08.11.2010 N 27. По мнению общества "Технопарк", с даты вынесения определения арбитражного суда о введении наблюдения, снимаются все аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом. Заявитель полагает, что для отмены наложенных ограничений по распоряжению спорным имуществом решение налогового органа не требуется. При этом общество "Технопарк" ссылается на то, что в качестве основания невозможности проведения государственной регистрации перехода прав на спорное имущество, управление Росреестра в письме от 22.11.2010 N 374442 указало только на арест, наложенный судебным приставом-исполнителем, иных ограничений и запретов названное письмо не содержит. Кроме того, по его мнению, из данного письма не следует, что предоставленная копия определения Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2011 заверена ненадлежащим образом. Также общество "Технопарк" считает, что до настоящего времени регистрирующим органом не проведена правовая экспертиза принятых документов.
В отзыве на кассационную жалобу управление Росреестра возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Как установлено судами, обществу "Теплоиндустрия" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Трактовая, д. 26, а именно: нежилое административное здание общей площадью 1 152,4 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:00 00 00:00:023226:1000/Д; нежилое здание (трансформаторная подстанция) общей площадью 63,4 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:00 00 00:00:025226:1000/Г17; нежилое здание (трансформаторная подстанция) общей площадью 78 кв. м, кадастровый (условный номер) 74:36:00 00 00:00:025226:1000/Г6, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2010 N 01/295/2010-547.
На основании протокола внеочередного общего собрания участников общества "Теплоиндустрия" от 20.08.2010 оно вошло в состав участников общества "Технопарк", оплатив 100% доли в уставном капитале принадлежащим на праве собственности вышеуказанным имуществом, которое 23.08.2010 передано в уставной капитал последнего по акту приема-передачи.
Общество "Технопарк" 06.09.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись в книге учета входящих документов N 258). К заявлению были приложены следующие документы: доверенность от 03.09.2010; акт приема-передачи имущества в уставный капитал общества "Технопарк" от 23.08.2010; свидетельство от 11.08.2010 N 005344826; свидетельство от 11.08.2010 N 005346956; свидетельство от 01.09.2010 N 005347582; свидетельство от 01.09.2010 N 005347581; протокол от 23.08.2010 N 2; протокол внеочередного собрания акционеров от 22.12.2000; протокол внеочередного собрания участников от 25.12.2000; акт приема-передачи от 25.12.2000; протокол от 29.07.2010 N 1; изменения в Устав от 01.09.2010 N 1; свидетельство о государственной регистрации права от 18.07.2001 N 027020; договор об учреждении от 23.08.2010; платежное поручение на сумму 15 000 руб. от 03.09.2010 N 00001; список участников от 23.08.2010; устав.
Общество "Технопарк" 09.09.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись в книге учета входящих документов N 309, N 310). К заявлениям были приложены следующие документы: платежное поручение на сумму 15 000 руб. от 09.09.2010 N 2810550174; доверенность от 03.09.2010; акт приема-передачи имущества в уставный капитал общества "Технопарк" от 23.08.2010; протокол от 23.08.2010 N 2; протокол от 29.07.2010 N 1; свидетельство о государственной регистрации права от 18.07.2001 N 027017; договор об учреждении от 23.08.2010; квитанция на сумму 15 000 руб. от 09.09.2010 N 2810532628; свидетельство о государственной регистрации права от 18.07.2001 N 027019.
Управление Росреестра уведомлениями от 22.09.2010 N 01/346/2010-258, от 23.09.2010 N 01/346/1020-309, 01/346/2010-310 известило общество "Технопарк" о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на срок до 12.12.2010 в связи с тем, что второй стороной по сделке - обществом "Теплоиндустрия" не представлено заявление на переход права собственности на имущество, не представлен второй подлинный экземпляр акта приема-передачи имущества в уставный капитал общества "Технопарк" от 23.08.2010, не представлен документ, подтверждающий, что сделка для общества "Теплоиндустрия" не является крупной. Кроме того, в указанных уведомлениях Управление Росреестра сообщило, что на объекты недвижимого имущества на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного ПСП N 1 г. Челябинска от 27.12.2004 N 21077-09 наложен арест.
Из материалов дела также следует, что по результатам выездной налоговой проверки общество "Теплоиндустрия" привлечено к налоговой ответственности на основании решения от 27.05.2010 N 26. Решением инспекции от 08.11.2010 N 27 приняты обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачи в залог) без согласия налогового органа, в том числе спорного недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Трактовая, д. 26.
Уведомлениями от 11.11.2010 N 01/466/2010-301, от 11.11.2010 N 01/466/2010-305, от 11.11.2010 N 01/466/2010-304 Управление Росреестра известило общество "Теплоиндустрия" о государственной регистрации ограничения (обременения) по решению инспекции о принятии обеспечительных мер от 08.11.2010 N 27 в виде наложения запрета на отчуждение спорного имущества.
В связи с указанным запретом уведомлениями от 17.11.2010 N 01/346/2010-258, от 17.11.2010 N 01/346/2010-309, от 17.11.2010 N 01/346/2010-310 Управление Росреестра сообщило обществу "Технопарк" о приостановлении государственной регистрации перехода права и права на спорное имущество, начиная с 11.11.2010 до снятия запрета в порядке, установленном законодательством.
Определением от 12.11.2010 по делу N А76-18290/2010 в отношении общества "Теплоиндустрия" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, - наблюдение.
Общество "Теплоиндустрия" 18.11.2010 направило в адрес Управления Росреестра уведомление о том, что определением от 12.11.2010 по делу N А76-18290/2010 в отношении общества "Теплоиндустрия" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, - наблюдение. В указанном уведомлении заявитель указал, что с даты вынесения определения о введении наблюдения наступают последствия и действуют ограничения, предусмотренные ст. 63 Закона о банкротстве, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника. На основании изложенного общество "Теплоиндустрия" просило снять аресты, запреты и иные ограничения, наложенные на спорное имущество, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Трактовая, д. 26.
Указанное уведомление получено Управлением Росреестра 18.11.2010, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции регистрирующего органа.
Письмом от 22.11.2010 N 37442 Управление Росреестра сообщило обществу "Теплоиндустрия" о том, что государственная регистрация прекращения обременения возможна в случае представления в Управление Росреестра документов - оснований для такой регистрации, в частности постановления судебного пристава-исполнителя о снятии ареста.
Письмом от 18.11.2010 общество "Теплоиндустрия" обратилось в инспекцию с заявлением об отмене решения о принятии обеспечительных мер от 08.11.2010 N 27, ссылаясь на ст. 63 Закона о банкротстве.
Обществом "Теплоиндустрия" 02.12.2010 поданы в Управление Росреестра заявления о государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о представлении дополнительных документов от общества "Технопарк" от 02.12.2010, доверенность от 26.11.2010, справка от 29.11.2010, акт приема-передачи имущества в уставный капитал общества "Технопарк" от 23.08.2010, протокол от 25.08.2010 (записи в книге учета входящих документов N 98-100).
Обществом "Технопарк" в этот же день поданы в Управление Росреестра заявления о представлении дополнительных документов (записи в книге учета входящих документов N 98-100).
Определением от 12.01.2011 по делу N А76-18290/2010 Арбитражного суда Челябинской области принято к производству требование инспекции о включении в реестр требований кредиторов общества "Теплоиндустрия", возбуждено производство по требованию в рамках дела о банкротстве.
Определением от 10.02.2011 по названному делу требование инспекции к обществу "Теплоиндустрия" признано обоснованным, инспекция включена в реестр требований кредиторов в третью очередь.
Определением от 18.03.2011 по делу N А76-18290/2010 в отношении общества "Теплоиндустрия" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - внешнее управление сроком на 18 месяцев до 16.09.2012.
Постановлением Советского районного отдела судебных приставов г. Челябинска от 28.03.2011 снят арест со спорного имущества в связи с введением внешнего управления.
Общество "Теплоиндустрия" 29.03.2011 направило в адрес Управления Росреестра уведомление о введении внешнего управления, о снятии ареста на принадлежащее обществу "Теплоиндустрия" недвижимое имущество, ранее наложенного постановлением от 27.12.2004 N 1.
Письмом от 01.04.2011 N 9684 Управление Росреестра сообщило обществу "Теплоиндустрия" о невозможности проведения государственной регистрации погашения ареста в связи с тем, что копия постановления от 28.03.2011 о снятии ареста не заверена надлежащим образом.
Общество "Теплоиндустрия" письмом от 29.03.2011 обратилось в инспекцию с просьбой об отмене решения от 08.11.2010 N 27 о принятии обеспечительных мер.
В ответ на указанное обращение инспекция в письме N 13-17/009837 со ссылкой на п. 1 ст. 81, абз. 5 п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве сообщила, что обеспечительные меры считаются отмененными в силу указания закона без принятия об этом самостоятельного решения (п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве").
Ссылаясь на то, что бездействие Управления Росреестра, выразившееся в уклонении от проведения государственной регистрации перехода права и права в отношении спорного имущества незаконным и нарушающее права и законные интересы общества "Теплоиндустрия" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия решения о приостановлении государственной регистрации перехода права от 17.11.2010 арест и иные ограничения по распоряжению спорным имуществом в силу закона были сняты в связи с введением 12.11.2010 в отношении общества "Теплоиндустрия" процедуры наблюдения, применяемой в деле о банкротстве. Кроме того, суд первой инстанции указал, что на момент принятия решения по настоящему делу основания для уклонения от государственной регистрации перехода права в отношении спорного имущества также отсутствовали, так как определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2011 по делу N А76-18290/2010 в отношении общества "Теплоиндустрия" введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - внешнее управление, с даты введения которой отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Указывая на то, что доказательств осуществления государственной регистрации регистрирующим органом не представлено, суд в порядке восстановления нарушенных прав заявителя обязал Управление Росреестра зарегистрировать переход права собственности на объекты недвижимого имущества.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов. Для признания их незаконными требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Управлением Росреестра 22.09.2010 и 23.09.2010 приняты решения о приостановлении регистрационных действий до 12.12.2010, в том числе в связи с непредставлением второй стороной по сделке - обществом "Теплоиндустрия", заявления на переход права собственности на имущество, а также в связи с наличием ареста, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.12.2004 N 21077-09.
При таких обстоятельствах являются правильными выводы апелляционного суда об отсутствии оснований у регистрирующего органа для осуществления регистрационных действий по заявлениям от 06.09.2010 и от 09.09.2010 в силу наличия ареста на имущество и непредставления истцом необходимых документов.
Согласно п. 4 ст. 19 Закона о регистрации, если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" (далее - постановление N 59), в силу абз. 4 п. 1 ст. 63 снимаются аресты и иные ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства судебными приставами-исполнителями на основании ст. 80 Закона об исполнительном производстве, а также судами в обеспечение исполнения судебных актов.
Проанализировав указанные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с принятием определения от 12.11.2010 о введении в отношении общества "Теплоиндустрия" процедуры наблюдения основания для приостановления регистрационных действий ввиду наличия ареста, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.12.2004 N 21077-09, прекращены.
Вместе с тем, установив отсутствие решения инспекции о снятии обеспечительных мер на момент обращения истца с заявлением от 02.12.2010, суд апелляционной инстанции правильно указал на отсутствие оснований для прекращения запрета на совершение регистрационных действий в отношении спорного имущества, наложенного не в ходе исполнительного производства. Таким образом, основания для возобновления регистрационных действий у регистрирующего органа отсутствовали.
Наряду с этим, суд апелляционной инстанции, установив, что надлежащим образом заверенная копия определения Арбитражного суда Челябинской области от 18.03.2011 по делу N А76-18290/2010 о введении в отношении должника процедуры внешнего управления поступила в управление Росреестра только 14.04.2011, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для снятия запрета, наложенного решением инспекции от 08.11.2010 N 27, до момента поступления в регистрирующий орган соответствующего судебного акта.
С учетом того, что на момент вынесения решения судом первой инстанции определенный в п. 3 ст. 13 Закона о государственной регистрации срок совершения предписываемых действий не истек, апелляционный суд обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления прав заявителя, при наличии соответствующего бездействия регистрирующего органа, может являться обязание регистрирующего органа рассмотреть по существу поданное заявление о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Оснований для возложения на регистрирующий орган обязанности произвести государственную регистрацию перехода права на объекты недвижимости без соблюдения порядка, установленного нормой ст. 13 Закона о регистрации, не имелось.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по делу N А76-24294/2010 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г.Семенова |
Судьи |
Д.И.Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" (далее - постановление N 59), в силу абз. 4 п. 1 ст. 63 снимаются аресты и иные ограничения, наложенные в ходе исполнительного производства судебными приставами-исполнителями на основании ст. 80 Закона об исполнительном производстве, а также судами в обеспечение исполнения судебных актов.
...
С учетом того, что на момент вынесения решения судом первой инстанции определенный в п. 3 ст. 13 Закона о государственной регистрации срок совершения предписываемых действий не истек, апелляционный суд обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления прав заявителя, при наличии соответствующего бездействия регистрирующего органа, может являться обязание регистрирующего органа рассмотреть по существу поданное заявление о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Оснований для возложения на регистрирующий орган обязанности произвести государственную регистрацию перехода права на объекты недвижимости без соблюдения порядка, установленного нормой ст. 13 Закона о регистрации, не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2011 г. N Ф09-6910/11 по делу N А76-24294/2010