Екатеринбург |
|
16 ноября 2011 г. |
N Ф09-6988/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Кангина А.В., Василенко С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Ильчуком А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы видеоконференц - связи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (ИНН: 5615012994, ОГРН: 1045610209776; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.04.2011 по делу N А47-4412/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Федерального арбитражного суда Уральского округа с применением системы видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
Инспекции - Ионов К.В. (доверенность от 11.01.2011 N 05/04);
Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (ИНН: 5609037824, ОГРН: 1045605471944); (далее - управление) - Шанава А.В. (доверенность от 11.01.2011 N 4);
общества с ограниченной ответственностью "Оренсал" (ИНН 5609002130, ОГРН 1025600884418); (далее - общество) - Козлова С.А. (доверенность от 27.12.2010 N 61).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 11.03.2010 N 8 в части начисления и предложения уплатить пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по состоянию на 11.03.2010 в сумме 18 998 руб., а также решения управления от 29.04.2010 N 17-15/06765 в части отказа в признании незаконным названного решения инспекции относительно начисления и предложения уплатить пени по НДС в сумме 18 998 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.04.2011 (судья Шабанова Т.В.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 (судьи Дмитриева Н.Н., Малышева М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность вывода судов о том, что для начисления пени за несвоевременную уплату НДС за август 2006 года налоговый орган должен установить факт недоимки именно за данный налоговый период.
Кроме того, суды при принятии судебных актов не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.12.1996 N 20-П.
Также инспекция полагает ошибочным вывод судов об отсутствии у налогового органа оснований для начисления обществу пеней на сумму недоимки по НДС и неправильное толкование судами положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, обществом 20.10.2009 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за август 2006 года, в которой сумма налога к уплате уменьшена по строке 020 "Реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога" на 252 456 руб. и по строке 190 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежащая вычету" на 248 183 руб.
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации, составлен акт от 02.02.2010 N 263, принято решение от 11.03.2010 N 8 о восстановлении этой суммы налога и начислении пени в сумме 18 998 руб.
Решением управления от 29.04.2010 N 17-15/06765 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено.
Не согласившись с названными решениями инспекции и управления, в части начисления и предложения уплатить пени в указанной сумме, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия у налогового органа правовых оснований для начисления пеней по НДС, срок уплаты которого наступил 20.09.2006, в связи с наличием у общества на названную дату переплаты по данному налогу.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п. 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Основанием для начисления пени является неисполненная в срок налоговая обязанность. При совпадении в одном налогом периоде недоимки и переплаты инспекция производит их зачет.
Согласно п. 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по состоянию на 20.09.2006 у общества имелась переплата по НДС в размере, значительно превышающем сумму НДС, доначисленную налоговым органом в ходе проведенной камеральной проверки на основании уточненной декларации, что подтверждается информацией о сальдо расчетов общества с бюджетом по НДС (т. 1 л.д. 43-47), данными карточки расчетов с бюджетом о наличии недоимки (переплаты) по НДС (т. 1 л.д. 76-78), выпиской из лицевого счета налогоплательщика по состоянию расчетов на 20.07.2010. Данный зачет был произведен.
Таким образом законным и обоснованным является вывод судов об отсутствии у общества задолженности по НДС, срок уплаты которого наступил 20.09.2006, следовательно, начисление пеней незаконно.
Доводы инспекции, перечисленные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.04.2011 по делу N А47-4412/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п. 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
...
Согласно п. 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2011 г. N Ф09-6988/11 по делу N А47-4412/2010