Екатеринбург |
|
16 ноября 2011 г. |
N Ф09-7184/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерства финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2011 по делу N А76-6807/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 по тому же делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление социальной защиты населения администрации Центрального района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Советского района г. Челябинска, Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Челябинска, Министерство социальных отношений Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремжилзаказчик" (далее - общество) - Ревина Е.С. (доверенность от 11.01.2011 N 2/10).
Представители третьих лиц, Минфина РФ, Минфина Челябинской области в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Минфину РФ о возмещении убытков в сумме 3 197 972 руб. 26 коп., Минфину Челябинской области о взыскании убытков в сумме 3 047 979 руб. 67 коп. (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 13.07.2011 (судья Тиунова Т.В.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 (судьи Забутырина Л.В., Матвеева С.В., Столяренко Г.М.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. При этом Минфин РФ указывает, что при рассмотрении данного спора должны быть применены положения п. 2 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми суммы субвенций (субсидий), предоставляемые бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы для расчета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) не учитывается.
Кроме того, Минфин РФ полагает, что согласно условиям договоров, заключенных между обществом и управлениями социальной защиты населения администраций районов возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится за счет средств соответствующего бюджета на 2008 год, выделяемых на эти цели в виде субвенций, без НДС,
Минфин Челябинской области в своей кассационной жалобе изложил те же доводы, что и Минфин РФ. При этом Минфин Челябинской области также указал, что наличия правовых оснований для признания действий (бездействия) Минфина Челябинской области незаконными в порядке ст. 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судами не установлено.
Как следует из материалов дела, между обществом и управлениями социальной защиты населения администраций Советского, Центрального, Ленинского районов г. Челябинска, заключены договоры:
- от 21.02.2008 N 22 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, поживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющих право на реализацию льгот, финансируемых из средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством и Законом Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан";
- от 18.03.2008 N 242 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, поживающим на территории Ленинского района г.Челябинска и имеющих право на реализацию льгот, финансируемых из средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством; возмещение "Управлением" "Организации" расходов, связанных с осуществлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию соответствующих мер социальной поддержки за счет средств, выделяемых областному бюджету в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций;
- от 18.03.2008 N 252 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда Челябинской области, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии со ст. 5, 7 Закона Челябинской области от 14.02.2006 N 16-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области";
- от 18.03.2008 N 257 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, вязанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 29.11.2007 N 220-ЗО " О звании "Ветеран труда Челябинской области";
- от 18.03.2008 N 247 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области";
- от 18.03.2008 N 261 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области";
- от 21.02.2008 N 22 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, поживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющих право на реализацию льгот, финансируемых из средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством; возмещение "Управлением" "Организации" расходов, связанных с осуществлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам из числа инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся радиационному воздействию, проживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющим право на реализацию соответствующих мер социальной поддержки за счет средств, выделяемых областному бюджету в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций;
- от 21.02.2008 N 45 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 28.10.2004 N 282-ЗО " О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области";
- от 21.02.2008 N 47 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда Челябинской области, проживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии со ст. 5, 7 Закона Челябинской области от 14.02.2006 N 16-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области";
- от 21.02.2008 N 48 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, вязанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, проживающим на территории Центрального района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 29.11.2007 N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области";
- от 18.03.2008 N 252 о предоставлении отчетности и возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда Челябинской области, проживающим на территории Ленинского района г. Челябинска и имеющим право на реализацию мер социальной поддержки в соответствии со ст. 5, 7 Закона Челябинской области от 14.02.2006 N 16-ЗО "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
Согласно п. 2.1 названных договоров общество обязалось ежемесячно представлять в управления социальной защиты населения администраций районов отчетные документы: ведомости учета лиц, сводные ведомости учета категорий лиц, которым предоставлена скидка которым предоставлены меры социальной поддержки, акты сверки расчетов дополнительны соглашения, счета-фактуры.
В соответствии с п. 2.2 названных договоров управления обязались ежемесячно возмещать обществу расходы, связанные с предоставлением льгот в соответствии с представленными отчетными документами и в пределах объемов финансирования текущих расходов по реализации законодательных актов Российской Федерации, правовых актов расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, согласно представленной "Организацией" отчетной документацией, в порядке и на условиях определенных договорами.
В ходе рассмотрения настоящего дела между обществом и названными управлениями социальной защиты населения администраций районов произведена сверка расчетов по договорам, по результатам которой составлены акты. Из содержания названных актов усматривается, что сумма не принятых управлением к возмещению расходов в 2008 году и составляет спорные суммы. Спора по размеру этих сумм между сторонами не имеется.
Полагая, что расходы, возникшие при реализации законно установленных льгот, частично не возмещены, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя иск, суды исходили из обоснованности и доказанности заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Правоотношения сторон, связанные с возмещением расходов, регулируются гражданским законодательством
Судами установлено, что общество, являясь управляющей организацией и приобретая услуги у ресурсоснабжающих организаций по тарифам, утвержденным для населения и включающим НДС, в 2008 году предоставляло льготы по оплате жилищно - коммунальных услуг, установленные действующим законодательством для отдельных категорий граждан; в соответствии с условиями договора ежемесячно направляло управлению социальной защиты населения отчетные документы; возмещение расходов производилось обществу за вычетом суммы НДС.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пунктах 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что спорные льготы по оплате коммунальных услуг являются расходными обязательствами Российской Федерации, ответчиками не оспаривается.
Судами установлено и материалами дела подтверждено предоставление истцом соответствующим категориям населения мер социальной защиты.
Размер убытков истцом документально подтвержден, и ответчиками надлежащими доказательствами не опровергнут.
Учитывая, что обязательство Российской Федерации по возмещению спорных расходов обществу фактически не исполнено, суды правильно удовлетворили иск в соответствующей сумме.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели (собственники) жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации.
Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Соответственно, они не обладают правом на налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета (ст. 171, 176 названного Кодекса).
Судами установлено, что общество является организацией, применявшей в 2008 г. упрощенную систему налогообложения.
Заключая в качестве управляющей организации договоры на оказание коммунальных услуг, эксплуатацию и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, истец выступает в имущественном обороте в интересах собственников многоквартирного дома и оплачивает ресурсоснабжающим организациям предназначенные жильцам услуги по утвержденным для населения тарифам., то есть с учетом суммы НДС.
Поскольку истец при этом использует специальный налоговый режим, он вправе требовать возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в полном объеме.
Положений, ограничивающих включение сумм уплаченного НДС в расчет понесенных убытков, связанных с предоставлением льгот по оказанию коммунальных услуг, действующее гражданское законодательство не содержит. Компенсация убытков, возникших у организаций в результате реализации товаров (работ, услуг) отдельным категориям граждан на льготных условиях, в меньшем размере законом также не предусмотрена.
Таким образом, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды обоснованно удовлетворили требования общества о взыскании с Минфина РФ и Минфина Челябинской области заявленных убытков.
Довод Минфина РФ о том, что при рассмотрении данного спора должны быть применены положения п. 2 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства. Судом апелляционной инстанции при рассмотрении названного довода, верно указано, что к данным спорным гражданским правоотношениям названные положения Налогового кодекса Российской Федерации не применимы.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.07.2011 по делу N А76-6807/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели (собственники) жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации.
Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Соответственно, они не обладают правом на налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета (ст. 171, 176 названного Кодекса).
...
Положений, ограничивающих включение сумм уплаченного НДС в расчет понесенных убытков, связанных с предоставлением льгот по оказанию коммунальных услуг, действующее гражданское законодательство не содержит. Компенсация убытков, возникших у организаций в результате реализации товаров (работ, услуг) отдельным категориям граждан на льготных условиях, в меньшем размере законом также не предусмотрена.
...
Довод Минфина РФ о том, что при рассмотрении данного спора должны быть применены положения п. 2 ст. 154, подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства. Судом апелляционной инстанции при рассмотрении названного довода, верно указано, что к данным спорным гражданским правоотношениям названные положения Налогового кодекса Российской Федерации не применимы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2011 г. N Ф09-7184/11 по делу N А76-6807/2011
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16916/11
13.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16916/11
13.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16916/11
16.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7184/11
12.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8276/11