Екатеринбург |
|
18 ноября 2011 г. |
N Ф09-7105/11 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Матанцева И.В.,
судей Дядченко Л.В., Крюкова А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Уральского банка Сбербанка России (ИНН: 7707083893 ОГРН: 1027700132195, далее - Сбербанк России) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2011 по делу N А60-537/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Флеганова Олега Владимировича - Романов А.Ю. (доверенность от 24.02.2011);
Сбербанка России - Казарина И.А. (доверенность от 08.11.2010 N 01-2/18/У26).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Сбербанк России обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Алкомаркет" Магнум-7" (ИНН: 6670118739 ОГРН: 1069670117000, далее - общество "Алкомаркет" Магнум-7"), Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными действий ликвидационной комиссии общества "Алкомаркет" Магнум-7" по ликвидации общества, а также о возложении на Инспекцию обязанности восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - государственный реестр) запись о юридическом лице обществе "Алкомаркет" Магнум-7".
Сбербанком России, в порядке установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит признать незаконными действия (бездействия) председателя ликвидационной комиссии общества "Алкомаркет "Магнум-7" Сулла И.П., связанные с невыполнением обязательных требований при ликвидации юридического лица: выразившихся в письменном неуведомлении Сбербанка России о ликвидации общества "Алкомаркет "Магнум-7"; уклонении от получения требований кредитора Сбербанка России; невключении требований Сбербанка России в промежуточный ликвидационный баланс общества "Алкомаркет"Магнум-7"; невыполнении обязанности, установленной п. 1 ст. 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающей при наличии кредиторской задолженности, обязательное обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом); представлении в налоговый орган недостоверных сведений в отношении кредиторской задолженности общества "Алкомаркет "Магнум-7", а также об обязании Инспекции восстановить в государственном реестре запись о юридическом лице обществе "Алкомаркет "Магнум-7" с указанием "юридическое лицо находится в процессе ликвидации". Уточнение исковых требований принято судом.
Кроме того, Сбербанком России заявлено ходатайство об изменении статуса Инспекции с ответчика на третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2011 (судья Шавейникова О.Э.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 (судьи Мармазова С.И., Казаковцева Т.В., Нилогова Т.С.) решение суда первой инстанции от 08.04.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сбербанк России просит решение суда первой инстанции от 08.04.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.07.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 61, 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов о том, что доводы истца в части незаконности действий (бездействия) ответчика по непринятию мер к выявлению кредиторов и надлежащему письменному уведомлению в течение двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации являются несостоятельными, поскольку сведения о ликвидации общества "Алкомаркет "Магнум-7" были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 16.06.2010 N 23 (279) с указанием на то, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента публикации, при этом уведомление о принятии решения о ликвидации общества и предъявлении кредиторами своих требований направлены председателем ликвидационной комиссии Сулла И.П. лишь 20.08.2010, то есть спустя четыре дня после окончания срока на предъявление требований.
Сбербанк России считает, что выполнил все необходимые действия по направлению в установленный законом срок требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс общества "Алкомаркет "Магнум-7" по адресу, указанному в публикации о ликвидации юридического лица.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что все обязательства юридического лица общества "Алкомаркет "Магнум-7", вытекающие из заключенных договоров поручительства и договора залога, должны быть отражены в бухгалтерском балансе общества в составе его обязательств, однако председателем ликвидационной комиссии не приняты меры к выявлению обязательств общества и отражению их в промежуточном ликвидационном балансе.
По мнению Сбербанка России, председателем ликвидационной комиссии общества "Алкомаркет "Магнум-7" Сулла И.П. в налоговый орган был представлен недостоверный ликвидационный баланс, составленный и утвержденный без учета требований ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть при наличии непогашенной кредиторской задолженности, о наличии которой Сулла И.П. было известно.
Заявитель ссылается и на то, что при наличии кредиторской задолженности, значительно превышающей стоимость имущества должника, председатель ликвидационной комиссии Сулла И.П., в соответствии со ст. 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", должна была обратиться в арбитражный суд с требованием о признании ликвидируемого юридического лица несостоятельным (банкротом). Кроме того, судами не учтено, что неотражение в промежуточном ликвидационном балансе общества кредиторской задолженности нарушает права и законные интересы Сбербанка России, поскольку лишает его возможности реализовать свое право на предъявление требований к ликвидируемому юридическому лицу обществу "Алкомаркет "Магнум-7".
В письменном отзыве на кассационную жалобу Флеганов О.В. просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу Сбербанка России - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-15091/2010-С2, N А60-15100/2010-С2 с общества "Алкомаркет "Магнум-7" солидарно в пользу Сбербанка России по кредитным договорам взыскана задолженность в размере свыше одного миллиарда рублей.
Сбербанком России в процессе рассмотрения дела N А60-25297/2010-С2, получена информация о прекращении деятельности общества "Алкомаркет "Магнум-7" в связи с его ликвидацией.
Единственным участником данного общества Флегановым О.В. 26.05.2010 принято решение о начале добровольной ликвидации общества "Алкомаркет "Магнум-7" и формировании ликвидационной комиссии; председателем ликвидационной комиссии общества назначена Сулла И.П.
Сообщение о принятом решении о ликвидации общества "Алкомаркет "Магнум-6" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 16.06.2010 N 23 (279). В сообщении указано, что требования кредиторов общества "Алкомаркет "Магнум-7" принимаются в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения по указанному в нем адресу.
Письмом от 20.08.2010 председатель ликвидационной комиссии общества "Алкомаркет "Магнум-7" уведомил Сбербанк России о принятии вышеназванного решения.
Ликвидационная комиссия общества "Алкомаркет "Магнум-7" обратилась в Инспекцию с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Одновременно ликвидационной комиссией общества в регистрирующий орган представлены ликвидационный баланс, справка государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, документ об уплате государственной пошлины.
На основании представленных документов 22.10.2010 Инспекцией в государственный реестр была внесена запись N 2106670433747 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - общества "Алкомаркет "Магнум-7" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Ссылаясь на то, что при ликвидации общества "Алкомаркет "Магнум-7" был нарушен установленный порядок ликвидации юридического лица, ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения в отношении кредиторской задолженности, в связи с чем нарушены права и законные интересы Сбербанка России как кредитора, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия нарушений норм действующего законодательства при проведении процедуры ликвидации общества "Алкомаркет "Магнум-7".
Согласно п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в очередности, предусмотренной ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
В силу п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения записи о его ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведений.
При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 4, 4.1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание опубликование объявления о принятии решения о ликвидации общества "Алкомаркет "Магнум-7" с указанием порядка и срока предъявления требований кредиторами, исходя из отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего предъявления к ликвидационной комиссии требования о включении задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого юридического лица и доказательств злостного уклонения ответчика от получения почтовой корреспонденции, а также доказательств того, что ответчиком не исполнены обязанности по выявлению кредиторов и по проведению с ними всех расчетов в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судами также отмечено, что для государственной регистрации прекращения деятельности общества "Алкомаркет "Магнум-7" в связи с его ликвидацией, ликвидационной комиссией в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Оснований для отказа в государственной регистрации регистрирующим органом не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции от 08.04.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.07.2011 отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы Сбербанка России отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.04.2011 по делу N А60-537/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Уральского банка Сбербанка России - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Матанцев |
Судьи |
Л.В. Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведений.
При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом, и не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 4, 4.1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
...
Судами также отмечено, что для государственной регистрации прекращения деятельности общества "Алкомаркет "Магнум-7" в связи с его ликвидацией, ликвидационной комиссией в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Оснований для отказа в государственной регистрации регистрирующим органом не установлено.
...
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции от 08.04.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.07.2011 отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы Сбербанка России отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2011 г. N Ф09-7105/11 по делу N А60-537/2011
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7105/11
28.02.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5285/11
15.10.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-537/11
28.06.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-537/11
23.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14443/12
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 14443/12
26.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14443/12
22.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14443/12
14.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7105/11
14.05.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5285/11
06.03.2012 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-537/11
18.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7105/11
27.07.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5285/11
08.04.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-537/11