Екатеринбург |
|
18 ноября 2011 г. |
N Ф09-6682/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Ященок Т. П., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2011 по делу N А07-199/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель инспекции - Кузьмина Ю.В. (доверенность от 30.12.2010 N 14-04/781).
Общество с ограниченной ответственностью "Трест Башспецнефтестрой" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений инспекции от 07.10.2010 N 1169 и от 07.10.2010 N 4233.
Определением суда от 28.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество Строительно-монтажное управление N 2 "Эколог" Башспецнефтестрой" (далее - общество "СМУ N 2"), общества с ограниченной ответственностью "СТС Лизинг", "Уфимский комитет имущественных отношений" (далее - общества "СТС Лизинг", "Уфимский комитет имущественных отношений").
Оспариваемое решение принято по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2009 г., которой установлено необоснованное применение вычетов по НДС по операциям с обществами "СМУ N 2" и "СТС Лизинг" ввиду их совершения в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Решением суда от 18.04.2011 (судья Гилязутдинова Р.Х.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 (судьи Толкунов В.М., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Суды указали на правомерность применения налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС и недоказанность совершения указанными лицами сделок в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
В кассационной жалобе налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что обществом учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера); сделки, совершенные с обществами СМУ N 2, "СТС Лизинг" носят разовый характер; заявитель и общество "СМУ N 2 являются организациями, которые в силу своего положения имеют возможность оказывать влияние на хозяйственную деятельность друг друга; оплата по сделкам производилась за счет заемных средств, которые впоследствии не возвращены займодавцу; обществом "СТС Лизинг" с выручки от реализации основных средств налогоплательщику НДС не уплачен; налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие уплату НДС с выручки от реализации основных средств обществу "СМУ N 2".
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 Кодекса предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса.
Согласно ст. 172, п. 1 ст. 169 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 Кодекса.
Таким образом, при соблюдении названных требований Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных ст. 169 Кодекса, возлагается на продавца. Следовательно, при соблюдении контрагентом указанных требований по оформлению необходимых документов оснований для вывода о недостоверности либо противоречивости сведений, содержащихся в упомянутых счетах-фактурах, не имеется, если не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о предоставлении продавцом недостоверных либо противоречивых сведений.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, упомянутых в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
О необоснованности получения налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства установленным принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, налогоплательщиком в подтверждение обоснованности заявленных вычетов и расходов по взаимоотношениям с вышеуказанными обществами представлены соответствующие договора, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, платежные поручения.
В счетах-фактурах, выставленных и представленных на проверку, указаны юридические адреса контрагентов в полном соответствии с их учредительными документами.
Сомнений в достоверности представляемых организацией документов у общества не возникало. Учредительные и регистрационные документы контрагентов являются юридически действительными, в установленном законом порядке недействительными не признаны. Общество проявило осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов.
Представленные в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов первичные документы соответствуют требованиям ст. 171, 172, 252 Кодекса. Факт реальности поставки подтвержден надлежащими доказательствами. Оплата полученных товаров произведена обществом в полном объеме.
В оспариваемом решении налоговым органом не опровергается факт поступления товаров, принятых к учету на основании документов спорных поставщиков, а также использование в производстве и реализации товаров обществом в дальнейшем.
Таким образом, совокупность представленных в материалы дела документов не опровергает реальность совершения заявителем спорных хозяйственных операций.
Доказательств получения необоснованной налоговой выгоды материалы дела не содержат.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2011 по делу
N А07-199/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 31 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций, в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, упомянутых в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
...
Как следует из материалов дела и установлено судами, налогоплательщиком в подтверждение обоснованности заявленных вычетов и расходов по взаимоотношениям с вышеуказанными обществами представлены соответствующие договора, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, платежные поручения.
В счетах-фактурах, выставленных и представленных на проверку, указаны юридические адреса контрагентов в полном соответствии с их учредительными документами.
...
Представленные в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов первичные документы соответствуют требованиям ст. 171, 172, 252 Кодекса. Факт реальности поставки подтвержден надлежащими доказательствами. Оплата полученных товаров произведена обществом в полном объеме."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2011 г. N Ф09-6682/11 по делу N А07-199/2011