Екатеринбург |
|
22 ноября 2011 г. |
Дело N А50-5747/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Брагиной Ирины Александровны (ИНН: 591153717084, ОГРН: 307591113400026; далее - заявитель, предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2011 по делу N А50-5747/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным решения Управления по распоряжению муниципальной собственностью администрации г. Березники (далее - управление) об отказе в выдаче изложенного в письме от 12.01.2011 N 18-01-11/8 разрешения на установку рекламной конструкции.
Решением суда от 20.05.2011 (судья Байдина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 (судьи Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г, Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя суды указали на соответствие отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", Положению о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Березники (утверждено решением Березниковской городской Думы от 26.05.2008 N 464).
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, полагая, что согласование проекта рекламной конструкции с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) действующим законодательством не предусмотрено, ответ ГИБДД, положенный в основу оспариваемого решения, не является мотивированным отказом, носит информационный характер. Представленные управлением доказательства составлены после вынесения решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и поэтому являются ненадлежащими, приведенное в судебном акте толкование положений ГОСТ Р 52044-2003 является неверным. Также заявитель считает, что не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. Тот факт, что ее представитель участвовал в судебных заседаниях не свидетельствует о надлежащем извещении судом ее как стороны.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются названным Законом, а также принятыми в соответствии с ним федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
К числу общих требований к рекламе относится требование о том, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (подп. 3 п. 4 ст. 5 Закона о рекламе).
Согласно ст. 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Пунктами 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, предусмотрено, что контроль, в том числе за соблюдением стандартов, в области безопасности дорожного движения осуществляют органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция в пределах своей компетенции осуществляет согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием.
Согласование размещения наружной рекламы с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения производится в соответствии с Наставлениями по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставления), утвержденными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 07.09.1999 N 1892).
В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (п. 16.2 Наставлений).
Нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является основанием для отказа в выдаче разрешения. Разрешение на установку рекламной конструкции, не соответствующей требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, является основанием для признания его недействительным в судебном порядке (подп. 3 п. 15, подп. 5 п. 20 ст. 19 Закона о рекламе).
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом о рекламе, решением Березниковской городской Думы от 26.05.2008 N 464 утверждено Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Березники (далее - Положение).
Согласно п. 2.4 Положения установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Березники, выдаваемого управлением по распоряжению муниципальной собственностью на основании заявления собственника или иного указанного в п. 2.3 настоящего Положения законного владельца рекламной конструкции.
В соответствии с п. 3.1 Положения управление по распоряжению муниципальной собственности принимает от собственника или иного указанного в п. 2.3 настоящего Положения законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции документ, необходимые для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Управление организует согласование необходимой документации для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции с уполномоченными органами и соответствующими инженерными службами, если такое согласование не принимает на себя владелец рекламной конструкции. Управление определяет организации и учреждения, с которыми необходимо провести согласование, в зависимости от вида и места установки рекламной конструкции (п. 3.1.3 Положения).
Согласно подп. 3.7.1 Положения Государственная Инспекция безопасности дорожного движения УВД г. Березники рассматривает заявление владельца рекламной конструкции на установку рекламной конструкции и принимает решение о его согласовании в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52044-2003, действующего законодательства РФ и настоящего Положения, либо выдает мотивированный отказ в согласовании заявления в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24.11.2010 предприниматель обратилась в управление с заявлением на выдачу разрешения на установку двухсторонней щитовой рекламной конструкции на территории города Березники, а именно на крыше собственного гаража, расположенного по ул. Новожилова, 15 на срок с 01.02.2011 по 01.02.2016.
На данное заявление управлением в адрес предпринимателя направлено письмо от 12.01.2011 N 18-01-11/8, в котором содержится отказ в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции. В качестве основания для принятия такого решения управление сослалось на отказ согласовании размещения рекламы органами ГИБДД УВД по Березниковскому городскому округу Пермского края от 20.12.2010 по причине размещения рекламного щита с нарушением требований ГОСТ Р 52044 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
Оценка влияния наружной рекламы на безопасность дорожного движения является исключительной компетенцией органов ГИБДД. Для установки рекламной конструкции необходимо обратиться в управление с заявлением на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Березники. Для принятия решения о выдаче такого разрешения необходимо согласование с уполномоченными органами, определяемыми Управлением, в число которых входит ГИБДД УВД г. Березники. Мотивированный отказ в согласовании является основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
В качестве отказа в согласовании орган ГИБДД указал на нарушение ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", предусматривающему, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах. Рекламный щит предпринимателя находится в непосредственной близости от улицы Новожилова, а именно ближе 50м, что подтверждается схемой установки рекламной конструкции.
При отсутствии доказательств, опровергающих данный вывод и доказательств, представленных в его обоснование, а равно подтверждающих факт размещения рекламной конструкции в соответствии с требованиями нормативных актов (ГОСТ Р 52044-2003), суды пришли к правильному выводу о том, что отказ в размещении рекламной конструкции является обоснованным, соответствует требованиям законодательства.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе идентичны его доводам, изложенным в судах двух инстанций. Названным доводам судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе ссылки ИП Брагиной И.А. о нарушении судом процессуальных норм подлежат отклонению, т.к. не находят подтверждения в материалах дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2011 по делу N А50-5747/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Брагиной Ирины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На данное заявление управлением в адрес предпринимателя направлено письмо от 12.01.2011 N 18-01-11/8, в котором содержится отказ в выдаче разрешения на размещение рекламной конструкции. В качестве основания для принятия такого решения управление сослалось на отказ согласовании размещения рекламы органами ГИБДД УВД по Березниковскому городскому округу Пермского края от 20.12.2010 по причине размещения рекламного щита с нарушением требований ГОСТ Р 52044 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
...
В качестве отказа в согласовании орган ГИБДД указал на нарушение ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", предусматривающему, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах. Рекламный щит предпринимателя находится в непосредственной близости от улицы Новожилова, а именно ближе 50м, что подтверждается схемой установки рекламной конструкции.
При отсутствии доказательств, опровергающих данный вывод и доказательств, представленных в его обоснование, а равно подтверждающих факт размещения рекламной конструкции в соответствии с требованиями нормативных актов (ГОСТ Р 52044-2003), суды пришли к правильному выводу о том, что отказ в размещении рекламной конструкции является обоснованным, соответствует требованиям законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 ноября 2011 г. N Ф09-7534/11 по делу N А50-5747/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3512/12
20.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3512/2012
22.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7534/11
03.08.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6352/11