Екатеринбург |
|
09 января 2024 г. |
Дело N А34-3817/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 января 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Краснобаевой И.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу фонда "Агентство технологического развития Курганской области" на решение Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2023 по делу N А34-3817/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Насыров Т.Р. (паспорт), его представитель Ергин И.А. (допущен по устному ходатайству, удостоверение адвоката).
Фонд "Агентство технологического развития Курганской области" (далее - Фонд "АТР") обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском к индивидуальному предпринимателю Насырову Тагиру Рашидовичу (далее - предприниматель Насыров Т.Р.) о взыскании денежных средств в размере 1088100 руб. в порядке возврата средств поддержки по соглашению о предоставлении поддержки от 25.08.2021, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 99 732 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Фонд "АТР" обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов заявитель указывает, что основания для удовлетворения иска имелись, суды при разрешении спора не учли, что транспортное средство, в отношении которого предоставлена поддержка в части первоначального взноса по договору лизинга, покидало территорию Курганской области, что является нарушением условий заключенного соглашения, выезд транспортного средства за пределы Курганской области по объективным причинам не доказан, предпринимателем Насыровым Т.Р. предоставлен договор на оказание услуг по ремонту автотранспортных средств от 11.01.2022 с приложением заказ-наряда от 21.04.2022 N 21-04, кассовый чек по оплате указанных услуг не предоставлен. Заявитель жалобы считает, что указанный выезд даже с целью осуществления ремонтных работ является нарушением условий заключенного соглашения.
Считает, что доводы предпринимателя Насырова Т.Р. относительно целесообразности маршрута до населенного пункта Боровлянское через г. Исетск Тюменской области, и выезда в Пышминский район Свердловской области в период с 25.08.2021 - 25.11.2021 являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, протоколом N 4 от 23.06.2021 наблюдательного совета Фонда "АТР" утвержден Порядок и условия оказания поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в форме возмещения части затрат в сфере промышленности на уплату первого взноса при заключении договора лизинга (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка оказание поддержки осуществляется Фондом за счет средств субсидии на реализацию индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы в части развития промышленности (далее - субсидия), предоставляемой из областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 20 августа 2020 года N 258 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии Фонду "Агентство технологического развития Курганской области" на реализацию индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы в части развития промышленности", в целях реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2020 года N 422-р в части развития промышленности, государственной программы Курганской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 493.
В соответствии с утвержденным Порядком 25.08.2021 Фонд "АТР" и предпринимателем Насыров Т.Р. (получатель) заключили соглашение о предоставлении поддержки, в соответствии с которым Фондом перечислены денежные средства в размере 1 088 100 руб., что подтверждено платёжным поручением от 20.08.2021 N 258.
Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 6.1 соглашения).
Предметом договора лизинга, в отношении которого Фондом "АТР" предоставлена поддержка по заявке получателя поддержки, является а/м сортиментовоз с ГМУ (идентификационный номер ХТС431185К2528855).
Фондом "АТР" проведена проверка соблюдения получателем поддержки условий порядка и соглашения в виде анализа представленных в Фонд документов.
Одним из обязательных требований предоставления поддержки на возмещение части затрат является осуществление хранения и эксплуатации предмета договора лизинга, являющегося транспортным средством, самоходной машиной или другим видом техники, оснащённым двигателем и предназначенным для перевозки установленного на нем оборудования, на территории Курганской области не менее 3 лет с момента заключения соглашения. Исключение составляют случаи чрезвычайных ситуаций, гарантийного ремонта и обслуживания у официального представителя завода изготовителя, находящегося в ином субъекте Российской Федерации; для подтверждения хранения и эксплуатации предмета договора лизинга, являющегося транспортным средством, самоходной машиной или другим видом техники, оснащённым двигателем и предназначенным для перевозки установленного на нем оборудования, получатель поддержки обязан использовать на указанном предмете договора лизинга систему "Глонасс/GPS" не менее 3 лет с момента заключения соглашения (абзац 2, 3 пункта 34 Порядка).
В соответствии с соглашением получатель принял на себя обязательство по предоставлению в Фонд информации о местонахождении транспортного средства на территории Курганской области (в виде выписки, справки из программы системы "Глонасс/GPS), в срок до 20 апреля календарного года, в течение трех лет, следующих за годом предоставления поддержки (подпункт 6 пункта 22 порядка, подпункт 6 пункта 3.4 соглашения).
Согласно пункту 5.1 соглашения в случае нарушения получателем порядка и условий предоставления поддержки, установленных Порядком, средства поддержки подлежат возврату в Фонд в полном объеме.
Согласно представленной получателем поддержки информации транспортное средство, в отношении которого Фондом "АТР" предоставлена поддержка в части первоначального взноса по договору лизинга, покидало территорию Курганской области (выписки из программы системы "Глонасс/GPS в отношении ТС).
Полагая, что предпринимателем Насыровым Т.Р. допущены нарушения требований порядка и соглашения Фонд "АТР" 20.02.2023 направил предпринимателю Насырову Т.Р. требование (исх. N 01002/154- 00049/23 от 20.02.2023) о возврате средств поддержки.
По мнению Фонда "АТР", средства, предоставленные на приобретение транспортного средства - а/м сортиментовоз с ГМУ (идентификационный номер ХТС431185К2528855), подлежат возврату в размере 1 088 100 руб.
Неисполнение предпринимателем Насыровым Т.Р. требования о возврате средств поддержки послужило основанием для обращения Фонда "АТР" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что существенных нарушений условий соглашения предпринимателем Насыровым Т.Р. не допущено, место проведения лесохозяйственных работ и место диагностики автомобиля, особенности дорожной сети, а также то, что заезд на территорию Свердловской и Тюменской области произошел в рамках одного дня и одного маршрута транспортного средства, не привело к нарушению пункта 3.1 соглашения; Фондом "АТР" не представлены иные доказательства нарушений осуществления хранения и эксплуатации предмета договора лизинга на территории Курганской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, государственными корпорациями (компаниями) и публично-правовыми компаниями и некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе должны определять: порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, положения об осуществлении проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления. При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора
Постановлением Правительства Курганской области от 20.08.2020 N 257 утвержден Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии Фонду "Агентство технологического развития Курганской области" на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования (далее - порядок), которым установлены общие положения о предоставлении субсидии Фонду, порядок определения объема, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение.
В соответствии с пунктом 2 указанного порядка субсидия предоставляется в рамках реализации мероприятия "Предоставление субсидии Фонду "Агентство технологического развития Курганской области" на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования" государственной программы Курганской области "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 30.12.2020 N 460, в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования (далее - поддержка).
Пунктами 32-36 порядка и разделом 5 Соглашения предусмотрены порядок, условия и размер возврата денежных средств в Фонд в случае нарушения получателем условий предоставления поддержки.
В силу пункта 32 порядка и пункта 5.2 Соглашения возврат средств поддержки в случае выявления нарушения получателем поддержки порядка и условий предоставления поддержки, установленных порядком, выявленного в ходе проверок, проведенных Фондом "АТР", осуществляется в следующем порядке:
1) Фонд "АТР" в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанного нарушения направляет получателю средства поддержки письменное требование о возврате средств поддержки;
2) получатель поддержки в течение 14 дней со дня получения письменного требования о возврате средств поддержки перечисляет указанные средства на счет Фонда "АТР".
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требования о возврате средств поддержки средства взыскиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 37 Порядка и п. 5.8 Соглашения).
Судами по настоящему делу установлено, что 21.04.2022 автомобиль "КамАЗ", государственный регистрационный знак Р692МО 45, находился в г.Каменск-Уральский Свердловской области в течении нескольких часов (с 7 час. 28 мин. до 18 час. 24 мин.) на ремонте (диагностике) в авторемонте "Южный"; в результате проведенной диагностики неисправность устранена, ремонт автотранспортного средства не потребовался (не производился), автомобиль вернулся на базу по ул. Д. Бедного в г. Шадринске.
Из материалов дела следует и судами установлено, что факт пересечении административной границы с Тюменской областью для доставки лесопродукции и транзитного следования через с. Исетское в с. Боровлянка Курганской области произошел в связи со значительностью расстояния и экономической целесообразностью, при этом выезд за пределы Курганской области для доставки лесопродукции осуществлен в течении одного дня.
Также судами установлено, что выезд ответчика в Пышминский район Свердловской области в период с 25.08.2021 по 25.11.2021 осуществлялся ввиду нахождения деляны, выделенной предпринимателю Насырову Т.Р., в непосредственной близости с границей Курганской области, и движение транспортного средства осуществлялось непосредственно в лесном массиве.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив фактические обстоятельства дела, учитывая место проведения диагностики автомобиля, особенности дорожной сети, а также то, что заезд на территорию Свердловской и Тюменской области произошел в рамках одного дня и одного маршрута транспортного средства, судами сделан правомерный вывод о том, что предпринимателем Насыровым Т.Р. не допущено существенное нарушение условий соглашения.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Фондом "АТР" не доказано нарушение предпринимателем Насыровым Т.Р. пункта 3.1 соглашения (условия и порядок предоставления поддержки), что явилось бы основанием для возникновения обязанности по возврату денежных средств.
При этом судами правильно отмечено, что исходя из установленных обстоятельств дела, удовлетворение исковых требований, возложение на предпринимателя Насырова Т.Р. обязанности возвратить денежные средства в полном размере будет явно несоразмерно совершенному нарушению, не отвечает общим задачам и целям программы поддержки субъектов предпринимательской деятельности с помощью бюджетных денежных средств.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка. Указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 08.08.2023 по делу N А34-3817/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу фонда "Агентство технологического развития Курганской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления. При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2024 г. N Ф09-8410/23 по делу N А34-3817/2023