Екатеринбург |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А47-2073/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Василенко С. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражный суд Оренбургской области от 19.05.2011 по делу N А47-2073/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "МРСК Волги" в лице филиала "Оренбургэнерго" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании незаконными действий по отказу в выдаче справки, содержащей данные о задолженности в сумме 11 054 руб. 37 коп. без указания информации о невозможности ее взыскания, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества и выдать справку, содержащую информацию о невозможности взыскания задолженности в размере 11 054 руб. 37 коп., право на взыскание которой, утрачено.
Решением суда от 19.05.2011 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 (судьи Иванова Н.А., Малышев М.Б., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
Суды указали на незаконность действий инспекции, так как ею не доказано неистечение сроков взыскания в принудительном порядке с общества спорной суммы задолженности.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на соблюдение ею рекомендаций, утвержденных приказами Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206 и от 19.08.2010 N ЯК-7-8/392,393@; отсутствие нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на соблюдение ею рекомендаций, утвержденных приказами Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206 и от 19.08.2010 N ЯК-7-8/392,393@; отсутствие нарушения прав и законных интересов общества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер Приказа Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. следует читать как "N ЯК-7-8/392@"
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно ч. 1, 3 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (ст. 47 Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу ч. 1 ст. 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ч. 2 ст. 70 Кодекса).
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 г.. N САЭ-3-01/138@) справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов налогоплательщика.
Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу налоговым органом выдана справка N 124684 о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 31.01.2011 о наличии задолженности по уплате пеней в сумме 27 237 руб. 77 коп., штрафов в сумме 63 918 руб.
Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением от 02.03.2011 N 04-575 о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено.
Инспекция письмом от 10.03.2011 N 1-20/06138 отказала налогоплательщику о выдаче такой справки, сославшись на отсутствие оснований для списания задолженности.
В справку о состоянии расчетов с бюджетом включена задолженность по уплате пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 10 879 руб. 57 коп. и штрафа за не перечисление налога в сумме 174 руб. 80 коп. Эта задолженность формировалась в 2006-2008 гг., доказательств ее возникновения в более поздний период времени налоговым органом не представлено.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об истечении сроков принудительного взыскания спорной задолженности.
При таких обстоятельствах указание в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности без обособления сумм, по которым право налогового органа на взыскание утрачено, не соответствует объективной информации о состоянии расчетов и непосредственным образом нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции не принимается ссылка налогового органа на соблюдение им приказов Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206 и от 19.08.2010 N ЯК-7-8/392,393@, поскольку из этого не следует соблюдение инспекцией прав и законных интересов общества.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2011 по делу N А47-2073/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
По мнению налогового органа, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам не должна отражать данные по суммам, право налогового органа на взыскание которых утрачено.
Суд признал позицию налогового органа необоснованной.
Суд указал, что содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Суд установил, что в справку о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 31.01.2011 включена задолженность по уплате пени по НДФЛ и штрафа за неперечисление налога. Эта задолженность формировалась в 2006 - 2008 гг., доказательств ее возникновения в более поздний период времени налоговым органом не представлено.
Суд пришел к выводу об истечении сроков принудительного взыскания спорной задолженности.
Суд разъяснил, что указание в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности без обособления сумм, по которым право налогового органа на взыскание утрачено, не соответствует объективной информации о состоянии расчетов и непосредственным образом нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 декабря 2011 г. N Ф09-7302/11 по делу N А47-2073/2011