Екатеринбург |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А07-15739/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2014 по делу N А07-15739/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Обществом с ограниченной ответственностью "Спецтехпродукт" (далее - общество "Спецтехпродукт") заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению в силу ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Спецтехпродукт" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4, площадью 7844 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, по Бирскому тракту, равной его рыночной стоимости в размере 4 068 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - управление Росреестра); администрация.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2014 (судья Насыров М.М.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4 установления в размере его рыночной стоимости 4 068 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ. Заявитель полагает, что обществом "Спецтехпродукт" не соблюден предусмотренной названной нормой досудебный порядок обращения с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку с таким заявлением общество "Спецтехпродукт" обратилось после подачи рассматриваемого иска в суд.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Спецтехпродукт" указывает на несостоятельность доводов заявителя считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, на основании договора купли-продажи от 18.11.2002 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись от 27.11.2002 N 02-01/01-186/2002-46 о праве собственности общества "Спецтехпродукт" на одноэтажное нежилое строение "склад, гараж", общей площадью 1393,2 кв. м, литера А,А1,А2, инвентарный номер 344349, расположенное по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, Загородная ст., доп. Бирский тракт.
Главой администрации города Уфы вынесено постановление от 05.09.2003 N 4043 об изъятии у общества с ограниченной ответственностью "Промтехпродукт" и предоставлении обществу "Спецтехпродукт" земельного участка площадью 7843,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, по Бирскому тракту, в аренду сроком на 10 лет.
В государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 19.09.2003 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030632:4. Общая площадь участка 7844 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешённого использования "занимаемый складскими помещениями, гаражом и сооружениями железнодорожного транспорта", местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Уфа, Орджоникидзевский район, по Бирскому тракту. Кадастровая стоимость участка согласно кадастровой выписке от 22.07.2014 составляет 41 371 138 руб. 56 коп.
Между Комитетом по управлению муниципальной собственностью города Уфы (арендодатель) и обществом "Спецтехпродукт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.09.2003 N 2601-03, на основании которого истец приобрёл права и обязанности арендатора земельного участка площадью 7843,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, Бирский тракт. В границах земельного участка расположены складские помещения и гараж. Срок аренды - до 05.09.2013. Государственная регистрация сделки произведена органом исполнительной власти 19.11.2003.
В интересах общества "Спецтехпродукт" оценщиком общества с ограниченной ответственностью "БАШКОМОЦЕНКА" Дьяченко О.Н. подготовлен отчёт от 18.07.2014 N 190 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4. По результатам проведённого исследования оценщик пришёл к выводу о том, что по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка составляла 4 068 000 рублей. Кроме того, оценщиком сделана оговорка о том, что данная сумма не облагается налогом на добавленную стоимость.
В интересах общества "Спецтехпродукт" некоммерческим партнёрством саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" подготовлено экспертное заключение N 1372/07/14 на отчёт от 18.07.2014 N 190 об оценке рыночной стоимости земельного участка. Отчёт об оценке признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков некоммерческое партнёрство "Деловой союз оценщиков".
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, от 28.10.2014 N 22 заявление общества "Спецтехпродукт" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4 отклонено.
Общество "Спецтехпродукт", полагая, что имеются правовые основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4 в размере его рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из наличия доказательств, обосновывающих размер рыночной стоимости земельного участка, превышения размера кадастровой стоимости над размером рыночной стоимости недвижимого имущества, а также из выполнения истцом требования об обращении в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Поскольку с исковым заявлением по рассматриваемому делу общество "Спецтехпродукт" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан 30.07.2014, судами верно применены для целей регулирования рассматриваемых правоотношений положения Закона N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившего в силу 22.07.2014.
Согласно ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (далее - ГКО); формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих ГКО; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в ГКН. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учётом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абз. 1-3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (абз. 9 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Норма статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ предполагает два самостоятельных механизма пересмотра комиссией и (или) судом утверждённого и внесённого в ГКН значения кадастровой стоимости:
- пересмотр кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (абз. 14, 37 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ);
- пересмотр кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (абз. 15, 37 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами власти в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок (абз. 37 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Суды, установив, что общество "Спецтехпродукт" обратилось в соответствующую комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, решением данной комиссии от 28.10.2014 N 22 заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4 отклонено, пришли к правомерному выводу о соблюдении истцом порядка оспаривания кадастровой стоимости, предусмотренного ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ, и наличии у судов оснований для рассмотрения требований общества "Спецтехпродукт" о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4 равной его рыночной стоимости в размере 4 068 000 руб. по существу.
Суды, оценив представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 18.07.2014 N 190 общества с ограниченной ответственностью "БАШКОМОЦЕНКА", приняв во внимание заключение некоммерческого партнёрства саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" N 1372/07/14, согласно которому названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также учтя отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030632:4 - 41 371 138 руб. 56 коп., утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан", существенно превышает его рыночную стоимость 4 068 000 руб., определенную по состоянию на 01.01.2011, и подлежит установлению в указанном размере с момента вступления в силу решения суда по рассматриваемому требованию.
Довод заявителя жалобы о том, что заявление подано обществом "Спецтехпродукт" в комиссию после подачи искового заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан, судом апелляционной инстанции правомерно отклонено.
Данное обстоятельство не может быть расценено как препятствующее предоставлению хозяйствующему субъекту гарантированной государством защиты субъективного права либо охраняемого законом интереса. Установленный нормой ст. 24.18 Закона 135-ФЗ порядок обязательного досудебного урегулирования спора обществом "Спецтехпродукт" по существу соблюден, отклонение поданного в Комиссию заявления общества об оспаривании результатов кадастровой оценки свидетельствует о рассмотрении данного заявления и отказе в его удовлетворении, в силу чего у суда на момент принятия оспариваемого решения отсутствовали основания для оставления иска без рассмотрения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2014 по делу N А07-15739/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа города Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.