Екатеринбург |
|
06 декабря 2011 г. |
Дело N А76-2757/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2011 г. N Ф09-7482/11 по делу N А76-7234/2011
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2011 г. N 18АП-4044/11
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Маликовой Э.М., Семёновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2011 по делу N А76-2757/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Ляховенко В.В. (доверенность от 29.06.2011 N 207/318д);
общества с ограниченной ответственностью "Регионснабсбыт" (далее - общество "Регионснабсбыт") - Мирзеянова Л.В. (доверенность от 10.01.2011).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Челябинской области (далее - учреждение "Земельная кадастровая палата") по внесению записи в государственный кадастр недвижимости от 20.01.2011 об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 015:0017; об обязании аннулировать в государственном кадастре недвижимости записи от 20.01.2011 об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы названного земельного участка (с учетом принятого арбитражным судом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2011, 25.04.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района"), общество "Регионснабсбыт", общество с ограниченной ответственностью "УралГео", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2011 (судья Первых Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 20, ч. 2 ст. 27, ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Заявитель считает, что внесение в государственный кадастр недвижимости записи от 20.01.2011 об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости произведено неправомерно, поскольку министерство, являясь собственником земельного участка, в нарушение требований п. 1 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 27, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ не было извещено о действиях учреждения "Земельная кадастровая палата" по изменению конфигурации земельного участка, доверенности на представление соответствующих документов для осуществления учёта названных изменений земельного участка не выдавало. Министерство также указывает на ошибочность вывода судов о недоказанности нарушения его прав, так как действующая запись в государственном кадастре недвижимости о земельном участке влечёт установление границ земельного участка и меняет его конфигурацию, обязывая тем самым собственника данного земельного участка владеть и пользоваться им в сформированных границах.
В отзывах на кассационную жалобу федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Челябинской области, общество "Регионснабсбыт" возражают против изложенных в ней доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, Российская Федерация является собственником земельного участка общей площадью 1657 кв. м с кадастровым номером 74:36:05 09 015:0017, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Маркса, 101, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2007 серии 74 АА N 452696 (т. 1, л.д. 25).
Указанный земельный участок принадлежит учреждению "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2008 серии 74 АА N 652156 (т. 1, л.д. 23).
Из материалов дела следует, что в орган кадастрового учета было представлено заявление от 18.01.2011 N 7436/107/11-7 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 74:36:0509015:0017.
Названное заявление было подано гр. Зиминой Н.В., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 13.05.2008, выданной учреждением "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района".
Учреждением "Земельная кадастровая палата" 20.01.2011 в государственный кадастр недвижимости внесены уточненные сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:05 09 015:0017, о чем выдана кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 20.01.2011 N 7436/203/11-14 (т. 1, л.д. 16-19).
Министерство, ссылаясь на то, что в результате совершения оспариваемых действий изменилась конфигурация земельного участка, в нарушение требований п. 1 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ оно не было извещено об указанных действиях учреждения "Земельная кадастровая палата", с заявлением об осуществлении учёта изменений земельного участка обратилось лицо, не обладающее данным земельным участком на праве собственности, что нарушает права заявителя как собственника земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что внесение в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 015:0017 произведено правомерно на основании заявления учреждения "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района", которому принадлежит земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования, местоположение границ земельного участка согласовано со смежными землепользователями, что соответствует требованиям п.3 ст. 20, ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Суды также указали на отсутствие нарушений прав заявителя как собственника земельного участка, так как до уточнения границ в государственном кадастре недвижимости была указана ориентировочная площадь спорного земельного участка, подлежащая уточнению при межевании, в силу чего в отсутствие установленных на местности границ земельного участка невозможно установить его конфигурацию и, соответственно, её изменить.
Выводы судов о наличии у учреждения "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" права на подачу заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а также о необходимости согласования границ спорного земельного участка со смежными землепользователями являются правильными.
Между тем выводы судов о том, что указанные изменения могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости без согласия собственника земельного участка противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10.
Однако указанные выводы не влекут отмену обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действия уполномоченных органов могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2, 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Судами установлено, что до определения границ спорного земельного участка в установленном законом порядке в государственном кадастре недвижимости земельный участок был учтен с ориентировочной площадью, подлежащей уточнению при межевании, вследствие чего конфигурация земельного участка может изменяться при проведении землеустроительных работ.
Впоследствии при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 09 015:0017 границы данного земельного участка со смежными землепользователями согласованы, возражений относительно неправомерности формирования границ от них не поступало. При этом площадь земельного участка в результате проведения землеустроительных работ не изменилась. Доказательств того, что принадлежащие собственнику объекты недвижимости оказались за пределами сформированного земельного участка, им не представлено, данные доводы не заявлены.
Кроме того, судами установлено, что сформировать земельный участок в другой конфигурации в данном кадастровом квартале невозможно, поскольку он ограничен уже установленными границами смежных земельных участков и землями общего пользования, в связи с чем суды обоснованно указали на невозможность восстановления прав заявителя заявленным им способом (ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств, свидетельствующих о наличии иных оснований для признания названных действий незаконными, заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о недоказанности нарушения прав собственника земельного участка совершением оспариваемых действий, и, следовательно, отсутствии оснований для удовлетворения его требований.
Доводы Министерства о том, что права собственника нарушены тем, что действующая запись в государственном кадастре недвижимости о земельном участке обязывает его собственника владеть и пользоваться им в сформированных границах, отклоняется. Данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о нарушении прав собственника. Министерством не приведено обоснования того, каким образом при этом нарушаются его права по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.
С учетом изложенного судебные акты отмене, а кассационная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2011 по делу N А76-2757/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов о наличии у учреждения "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" права на подачу заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а также о необходимости согласования границ спорного земельного участка со смежными землепользователями являются правильными.
Между тем выводы судов о том, что указанные изменения могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости без согласия собственника земельного участка противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10.
...
Согласно ч. 2, 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф09-7822/11 по делу N А76-2757/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3019/12
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 3019/12
06.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7822/2011
08.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8669/11
28.06.2011 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-2757/11