Екатеринбург |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А47-2155/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГУ "Россельхозцентр" по Оренбургской области (далее - ФГУ "Россельхозцентр", учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.06.2011 по делу N А47-2155/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
ФГУ "Россельхозцентр" - Кошеваров Ю.А. (доверенность от 30.01.2010 N 43/13);
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Оренбургской области (далее - управление) - Николенко А.В. (доверенность от 16.08.2011 б/н).
В судебном заседании присутствовала Яковлева О.А., не допущенная судом кассационной инстанции к участию в судебном заседании в качестве представителя ФГУ "Россельхозцентр" ввиду неподтверждения соответствующих полномочий.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным приказа управления от 20.01.2011 N 120 о проведении плановой выездной проверки ФГУ "Россельхозцентр" в лице филиала по Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2011 (судья Цыпкина Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 (судьи Арямов А.А., Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, а также на несоответствие выводов судов, в частности относительно отсутствия нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя обстоятельствам дела и представленным доказательствам. В обоснование жалобы учреждение указывает на то, что управлением в оспоренном приказе истребованы у заявителя документы, подтверждающие область аккредитации филиала учреждения. В силу Положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 163 (далее - Положение N169), инспекционный контроль может проводиться только органом аккредитации, тогда как Россельхознадзор таким органом не является. Учреждение отмечает, что в компетенцию управления не входит финансовый контроль, в связи с этим ФГУ "Россельхозцентр" не является объектом проверки в данной сфере, у заявителя незаконно истребована оборотно - сальдовая ведомость, не имеющая отношения к предмету проверки. Заявитель жалобы полагает, что в компетенцию управления не входит осуществление контроля в области семеноводства; указав в оспариваемом приказе санитарные правила и нормы, управление превысило свои полномочия. Учреждение заявляет, что правовые основания, указанные в оспариваемом приказе управления, не согласованы с прокуратурой; данный приказ не соответствует плану проведения проверок, что является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Учреждение также ссылается на неправильное применение судами норм процессуального права (ст. 4, 41, 65, 131, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФГУ "Россельхозцентр" образовано приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 556-р, предусматривающего реорганизацию в форме слияния находившихся в ведении Минсельхоза России Федеральных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций с последующим созданием на их основе Россельхозцентра. Учреждение является правопреемником государственных семенных инспекций и станций защиты растений и оказывает государственные услуги в сфере растениеводства, в том числе осуществляет отбор проб семян, проведение лабораторных и полевых исследований в целях определения сортовой чистоты и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений, ведет учет вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, определение ареала их распространения, проводит лабораторные исследования семян, растений, продукции растениеводства на содержание вредных организмов, генно-инженерно- модифицированных организмов, участвует в проведении регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, проводит исследования качества пестицидов и их рабочих растворов, проводит демонстрационные опыты со средствами защиты растений.
На территории Оренбургской области функции учреждения осуществляет его обособленное структурное подразделение - филиал.
В соответствии с утвержденным прокуратурой Оренбургской области ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2011 году и во исполнение приказа от 18.01.2011 N 18 об осуществлении мероприятий по ветеринарному и фитосанитарному контролю (надзору) поднадзорных объектов в феврале-марте 2011 года, управлением издан приказ от 20.01.2011 N 120 о проведении плановой выездной проверки ФГУ "Россельхозцентр" в лице его Оренбургского филиала на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В данном приказе в качестве правовых оснований проведения проверки указаны следующие законы: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", Федеральный закон от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", Федеральный закон от 14.05.1993 N 4973-1 "О зерне", Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки", Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Срок проведения проверки - 20 дней (с 14.02.2011 по 15.03.2011).
В п. 8 указанного приказа поименованы запрашиваемые у учреждения документы, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.
Учреждение, полагая, что вышеназванный приказ издан управлением с превышением предоставленных ему полномочий и содержит указание на истребование документов, не относящихся к предмету проверки, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного приказа недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что оспариваемый приказ издан управлением в соответствии с его полномочиями, проверка учреждения проведена с соблюдением требований Закона N 294-ФЗ, не выявив каких-либо нарушений оспариваемым приказом прав и законных интересов учреждения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору создана Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" и ей переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору отнесена к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений.
Руководствуясь Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений в установленной сфере деятельности Россельхознадзора, утвержденным приказом Минсельхоза России от 08.10.2009 N 473, а также учитывая закрепленные в Уставе ФГУ "Россельхозцентр" цели и виды деятельности учреждения, суды обеих инстанций обоснованно указали на то, что учреждение в силу своей деятельности подконтрольно службе Россельхознадзора; управление правомерно, в пределах своей компетенции приняло оспариваемый приказ и осуществляло проверку учреждения в нормативно установленной сфере деятельности Россельхознадзора.
Суды также установили, что перечень документов, указанный в оспариваемом приказе, не выходит за пределы предмета и целей проверки.
Переоценка данных выводов судов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылки учреждения на нарушения управлением порядка, периодичности проведения проверки были предметом исследования и оценки судами обеих инстанций и правомерно отклонены ими со ссылкой на положения Закона N 294-ФЗ как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы учреждения, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и по существу направлены на переоценку принятых судами доказательств и установленных ими обстоятельств дела, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.06.2011 по делу N А47-2155/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГУ "Россельхозцентр" по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с утвержденным прокуратурой Оренбургской области ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2011 году и во исполнение приказа от 18.01.2011 N 18 об осуществлении мероприятий по ветеринарному и фитосанитарному контролю (надзору) поднадзорных объектов в феврале-марте 2011 года, управлением издан приказ от 20.01.2011 N 120 о проведении плановой выездной проверки ФГУ "Россельхозцентр" в лице его Оренбургского филиала на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В данном приказе в качестве правовых оснований проведения проверки указаны следующие законы: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве", Федеральный закон от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", Федеральный закон от 14.05.1993 N 4973-1 "О зерне", Федеральный закон от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки", Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
...
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что оспариваемый приказ издан управлением в соответствии с его полномочиями, проверка учреждения проведена с соблюдением требований Закона N 294-ФЗ, не выявив каких-либо нарушений оспариваемым приказом прав и законных интересов учреждения, отказали в удовлетворении заявленных требований.
...
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору создана Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" и ей переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору отнесена к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений.
...
Ссылки учреждения на нарушения управлением порядка, периодичности проведения проверки были предметом исследования и оценки судами обеих инстанций и правомерно отклонены ими со ссылкой на положения Закона N 294-ФЗ как основанные на неправильном толковании норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф09-7910/11 по делу N А47-2155/2011