Екатеринбург |
|
13 декабря 2011 г. |
Дело N А07-3383/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семёновой З.Г.,
судей Мындря Д.И., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2011 по делу N А07-3383/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Башкортостан - Муллаянова Д.И. (доверенность от 06.07.2011 N 186);
закрытого акционерного общества "Южураллифт" (далее - общество "Южураллифт") - Гизратов А.Ф. (доверенность от 19.05.2011), Кунаков Д.Ю. (доверенность от 16.05.2011).
Общество "Южураллифт" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан (в настоящее время - федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Башкортостан; далее - учреждение) по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23, об обязании поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 5797 кв. м, ранее стоявший на кадастровом учете под номером 02:55:010523:23.
Определениями Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2011, 25.04.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа город Уфа (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Строй-Ойл-Уфа" (далее - общество "Строй-Ойл-Уфа").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2011 (судья Бобылев М.П.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 (судьи Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 24, п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42. Заявитель указывает, что на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о наличии зарегистрированных вещных прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:23, а также на объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Южураллифт" на праве собственности. Учреждение также отмечает, что действия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 не оспорены, постановление главы администрации от 10.03.2009 N 1015 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации от 26.02.2007 N 726 "О предоставлении обществу "Строй-Ойл-Уфа" земельного участка, находящегося в квартале, ограниченном ул. Цюрупы, Кировоградской, Пархоменко и бульвара Ибрагимова в Советском районе г. Уфы для проектирования и строительства жилых комплексов" (далее - постановление от 10.03.2009 N 1015) в части перераспределения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23 не отменено. Заявитель ссылается на то, что сведениям о земельном участке с кадастровым номером 02:55:010523:23 присвоен статус "архивный" в связи с поступлением в учреждение в порядке информационного взаимодействия сведений о регистрации права аренды на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:110. По его мнению, суды вышли за рамки заявленных требований, рассмотрев вопрос о правомерности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110. Кроме того, заявитель считает необоснованным вывод судов о наличии у учреждения обязанности сопоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр), с представленными для осуществления государственного кадастрового учета документами, поскольку на орган кадастрового учета возложена обязанность запрашивать сведения из Реестра в случае наличия расхождений, в данном случае сведения о зарегистрированном праве аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:23 в государственном кадастре недвижимости отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Южураллифт" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, общество "Южураллифт" является собственником четырех объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Пархоменко, д. 155, корп. 1, в том числе нежилого здания производственной базы площадью 3 348,9 кв. м, литеры А, А1, Б, В, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.02.2010, 04.02.2011 (т. 1, л.д. 11-14).
Постановлением главы администрации от 02.12.2004 N 4544 "О предоставлении обществу "Южураллифт" земельного участка, находящегося по ул. Пархоменко, 155/1 в Советском районе г. Уфы" (далее - постановление от 02.12.2004 N 4544) обществу "Южураллифт" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью 5797 кв. м, относящийся к категории земель поселений и расположенный по ул. Пархоменко, 155/1 в Советском районе г. Уфы, для размещения производственной базы (т. 1, л.д. 15, 16).
Земельный участок площадью 5797 кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа, Советский район, пер. Пархоменко, д. 155/1, 20.12.2004 поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 02:55:010523:23 (т. 1, л.д. 25-34).
Между администрацией (арендодатель) и обществом "Южураллифт" (арендатор) заключен договор аренды от 21.12.2004 N 2500-04 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23 для использования в целях размещения производственной базы сроком до 02.12.2009 (т. 1, л.д. 17-20). Договор аренды зарегистрирован в Реестре 14.01.2005, номер регистрации 02-01/02-194/2004-325 (т. 1, л.д. 20).
Указанный земельный участок передан обществу "Южураллифт" по акту приёма-передачи от 27.12.2004 (т. 1, л.д. 21 оборот).
На основании постановления главы администрации от 30.12.2009 N 6709 (т. 1, л.д. 35) между комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации городского округа город Уфа (далее - комитет) и обществом "Южураллифт" заключен договор аренды земельного участка от 26.02.2010 N 89-10 (т. 1, л.д. 36-39). По условиям данного договора комитет передал в аренду обществу "Южураллифт" земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010523:23, расположенный по адресу: г. Уфа, Советский район, ул. Пархоменко, д. 155/1, общей площадью 5797 кв. м, занимаемый производственной базой, на срок до 30.12.2019. Государственная регистрация договора произведена 14.04.2010 (т. 1, л.д. 39).
Постановлениями главы администрации от 26.02.2007 N 726, 13.08.2008 N 5021 принято решение об изъятии земельных участков, жилых, нежилых помещений расположенных в границах пересечения ул. Цюрупы, Кировоградской, Пархоменко и бульвара Ибрагимова в Советском районе г. Уфы для целей предоставления вновь образуемого земельного участка обществу "Строй-Ойл-Уфа" под комплексную застройку. Обществу "Строй-Ойл-Уфа" предписано осуществить снос жилых и нежилых помещений по завершении процесса выкупа и расселения в соответствии с действующим законодательством (т. 2, л.д. 11, 12, 41).
Главой администрации принято постановление от 10.03.2009 N 1015 (т. 1, л.д. 99-105), пунктом 31.36 которого признаны недействующими и не подлежащими применению п. 1-5.2 постановления от 02.12.2004 N 4544, пунктами 7 - 10 утвержден проект границ по перераспределению земельных участков, находящихся в границах кадастрового квартала 02:55:010523, и проекты границ земельных участков, образованных в результате перераспределения земель.
Учреждением принято решение от 26.11.2009 об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесена запись о формировании путем перераспределения иных земель (в том числе арендованного обществом "Южураллифт" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23) земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлен кадастровый паспорт от 04.12.2009 N 02/09/1-496030 (т. 2, л.д. 46, 47).
Между комитетом (арендодатель) и обществом "Строй-Ойл-Уфа" (арендатор) заключен договор аренды от 11.02.2010 N 41-10 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 сроком с 26.02.2007 до 26.02.2013 (т. 2, л.д. 42-45). Названный договор зарегистрирован в Реестре 11.03.2010, регистрационная запись N 02-04-01/067/2010-176 (т. 2, л.д. 45).
Письмом от 07.12.2010 N 11370 учреждение сообщило обществу "Южураллифт" о том, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:110 поставлен на кадастровый учет на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 16.10.2009 N 1/0200/09-15103, межевого плана от 14.10.2009 путём перераспределения земельных участков в кадастровом квартале 02:55:010523, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23 (т. 1, л.д. 47).
Общество "Южураллифт", ссылаясь на незаконность действий учреждения по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия уполномоченных органов могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В состав необходимых для кадастрового учета документов в силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Судами установлено, что согласие общества "Южураллифт" на прекращение принадлежащего ему на праве аренды земельного участка и образование земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 не испрашивалось, представленный в материалы дела межевой план сведений о согласовании границ вновь образуемого земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 с обществом "Южураллифт" не содержит.
Учитывая данное обстоятельство, суды пришли к правильному выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 произведена в нарушение требований п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Согласно п. 8 и 9 ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах и (или) ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует наличие на момент принятия решения об осуществлении кадастрового учета и постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 зарегистрированного обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23 в виде права аренды общества "Южураллифт".
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что отсутствие у органа кадастрового учета указанных сведений свидетельствует о неисполнении данным органом возложенной на него ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ обязанности по внесению в государственный кадастр в порядке информационного взаимодействия сведений о зарегистрированных правах и обременениях на объект недвижимости в объеме, определенном порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Установив, что из содержания постановлений главы администрации от 26.02.2007 N 726, от 10.03.2009 N 1015, которыми утвержден проект границ по перераспределению земельных участков в границах кадастрового квартала 02:55:010523, следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:23 в перечень земельных участков, подлежащих перераспределению, не включен, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для его прекращения и включения в состав границ иных смежных земельных участков при проведении межевания.
Учитывая факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010523:23 принадлежащих обществу "Южураллифт" объектов недвижимости, суды сделали правомерный вывод о нарушении действиями учреждения по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 и, следовательно, по снятию с учета земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23 прав заявителя как арендатора земельного участка и собственника находящихся на нем объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о наличии зарегистрированных вещных прав на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010523:23, а также на объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Южураллифт" на праве собственности, о том, что действия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 не оспорены, постановление главы администрации от 10.03.2009 N 1015 в части перераспределения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23 не отменено, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка учреждения на отсутствие у органа кадастрового учета обязанности сопоставлять сведения, содержащиеся в Реестре, с представленными для осуществления государственного кадастрового учета документами отклоняется как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.06.2011 по делу N А07-3383/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семёнова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 8 и 9 ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах и (или) ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует наличие на момент принятия решения об осуществлении кадастрового учета и постановки на учет земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:110 зарегистрированного обременения в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010523:23 в виде права аренды общества "Южураллифт".
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что отсутствие у органа кадастрового учета указанных сведений свидетельствует о неисполнении данным органом возложенной на него ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ обязанности по внесению в государственный кадастр в порядке информационного взаимодействия сведений о зарегистрированных правах и обременениях на объект недвижимости в объеме, определенном порядком ведения государственного кадастра недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2011 г. N Ф09-7830/11 по делу N А07-3383/2011