Екатеринбург |
|
16 декабря 2011 г. |
Дело N А50-10116/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Столярова А.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2011 по делу N А50-10116/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) - Мусихин Е.В. (доверенность от 17.03.2011 N 39).
Департамент (ИНН: 5902502248, ОГРН: 1025900528697) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа управления Росреестра (ИНН: 5902293114, ОГРН: 1045900116162) от 01.03.2011 N 01/007/2010-384 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - постамент "Катюша", литера В, общей площадью 40,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская; обязании управления Росреестра провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на данный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю и федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2011 (судья Лядова Г.В.) признан незаконным отказ Управления Росреестра от 01.03.2011 N 01/007/2010-384 в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - постамент "Катюша", литера В, общей площадью 40,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Кировоградская. На управление Росреестра возложена обязанность провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Гребенкина Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 19, 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что материалами дела, а именно: техническим паспортом искусственного сооружения от 05.11.2008, актом N 1 приемки законченного строительством объекта, актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств от 16.09.2004, инвентарной карточкой учета основных средств - подтвержден факт создания спорного объекта в 2005 году. В связи с этим Управление Росреестра полагает, что право федеральной собственности на постамент "Катюша" не могло возникнуть в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", соответственно, им правомерно запрошены документы, подтверждающие факт создания данного объекта. Управление Росреестра также считает, что судами нарушены ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку спор о правомерности действий регистрационного органа следует разрешать на основании документов, представленных на государственную регистрацию, а не на основании иных документов, представленных сторонами при рассмотрении дела в суде.
В отзывах на кассационную жалобу департамент, федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод" возражают против изложенных в ней доводов, считают их несостоятельными, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 18.05.2010 N 513-р прекращено право оперативного управления федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод" на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к данному распоряжению (л. д. 15, 16). В п. 2, 3, 4 распоряжения указано, что перечисленное в приложении имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность по акту приема-передачи, с даты утверждения которого прекращается право собственности Российской Федерации и возникает право собственности муниципального образования "Город Пермь". В перечень подлежащего передаче имущества включен спорный объект - постамент "Катюша" (л. д. 17).
Указанное в перечне имущество, включая спорный объект, передано в муниципальную собственность по акту приема-передачи, утвержденному Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю 22.07.2010 (л. д. 18).
Департамент 07.10.2010 обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Пермь" на постамент "Катюша", литера В, общей площадью 40,4 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, Кировский р-н, ул. Кировоградская (л. д. 26).
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию департаментом представлены в регистрирующий орган следующие документы: заявление, постановление администрации г. Перми от 06.10.2004 N 3023, выписка от 27.09.2010 N СЭД-19-01-40-939, технический паспорт на домовладение от 05.11.2008, выданный Кировским районным филиалом государственного унитарного предприятия "Центр технической инвентаризации Пермского края" (л. д. 27).
В сообщении от 01.03.2011 N 01/007/2010-384 управлением Росреестра департаменту отказано в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности в связи с тем, что заявителем не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (л. д. 10, 11).
Департамент, полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
В ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав.
В обоснование отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект управление Росреестра указало на непредставление документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), а именно разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. В отсутствие указанных документов регистрирующий орган посчитал спорный объект самовольной постройкой.
Судами установлено, что Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю 24.11.2010 на запрос регистрирующего органа направлены копии распоряжения от 18.03.2010 N 513-р, акт приема-передачи, выписка из реестра федерального имущества от 30.03.2010 N 08-31-8723. Данные документы получены управлением Росреестра 29.11.2010 (л. д. 34).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 30.03.2010 N 08-31-8723 постамент "Катюша" введен в эксплуатацию в 1985 году, был закреплен на праве оперативного управления за федеральным казанным предприятием "Пермский пороховой завод", документом-основанием возникновения права федеральной собственности указано постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (л. д. 59).
Поскольку материалами дела подтверждено, что спорный объект построен в 1985 году и находился на балансе федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод им. С.М. Кирова" (в настоящее время - федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод"), суды пришли к выводу о возникновении на данный объект права федеральной собственности в соответствии с разд. III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. При этом право федеральной собственности является правом, возникшим до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Правильно установив, что указанной информацией управление Росреестра располагало на момент проведения экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, приняв во внимание отсутствие в деле доказательств наличия спора о праве на постамент "Катюша", суды сделали верный вывод о том, что департаментом на регистрацию права муниципальной собственности представлены все документы, необходимые для проведения государственной регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось оснований для истребования дополнительных документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Пермь".
С учетом изложенного судами обоснованно удовлетворены заявленные требования.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный объект возведен в 2005 году, судом кассационной инстанции отклоняется как направленный на переоценку доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.07.2011 по делу N А50-10116/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно выписке из реестра федерального имущества от 30.03.2010 N 08-31-8723 постамент "Катюша" введен в эксплуатацию в 1985 году, был закреплен на праве оперативного управления за федеральным казанным предприятием "Пермский пороховой завод", документом-основанием возникновения права федеральной собственности указано постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" ... .
Поскольку материалами дела подтверждено, что спорный объект построен в 1985 году и находился на балансе федерального государственного унитарного предприятия "Пермский завод им. С.М. Кирова" (в настоящее время - федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод"), суды пришли к выводу о возникновении на данный объект права федеральной собственности в соответствии с разд. III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. При этом право федеральной собственности является правом, возникшим до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 декабря 2011 г. N Ф09-8151/11 по делу N А50-10116/2011