Екатеринбург |
|
06 мая 2015 г. |
Дело N А76-20269/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" (далее - военкомат) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2014 по делу N А76-20269/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Русакова И.Ю. (доверенность от 22.01.2015 N 212/1/36).
Общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК" (далее - общество "ЧТЗ-УРАЛТРАК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к военкомату о взыскании расходов по уплате страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Определением арбитражного суда от 18.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Челябинской области (далее - Управление федерального казначейства), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин).
Решением арбитражного суда от 09.12.2014 (судья Воронин А.Г.) исковые требования общества "ЧТЗ-УРАЛТРАК" удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 (судьи Скобелкин А.П., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военкомат просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ; далее - Закон о страховых взносах), положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) и Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила о компенсации расходов). Заявитель полагает, что военкомат не является страхователем по отношению к гражданам, привлеченным к исполнению воинских обязанностей, и на него не может быть возложена обязанность по оплате страховых взносов. По мнению заявителя, уплата страховых взносов из фонда заработной платы дополнительными расходами не является, поскольку данные взносы уплачиваются обществом "ЧТЗ-УРАЛТРАК" независимо от участия его работников в воинских мероприятиях.
В отзыве на кассационную жалобу Минобороны России доводы заявителя поддерживает, считает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, просит судебные акты отменить, жалобу - удовлетворить.
Как установлено судами, общество в письме от 03.10.2012 N 09-1264 обратилось к военкомату с просьбой компенсировать понесенные расходы по уплате страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп., начисленные на средний заработок за время исполнения воинских обязанностей работниками общества, и среднюю заработную плату за период исполнения воинской обязанности работниками по счету от 25.01.2012 N 10 в сумме 1251 руб. 60 коп.
В письме от 31.10.2012 N Ф-382 военкомат сообщил обществу "ЧТЗ-УРАЛТРАК" об отказе в компенсации страховых взносов и выплаты работникам средней заработной платы за период исполнения ими воинской обязанности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2013 по делу N А76-25251/2012 удовлетворены требования общество "ЧТЗ-УРАЛТРАК", данный отказ военкомата признан не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Общество "ЧТЗ-УРАЛТРАК", ссылаясь на решение суда по указанному делу, обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании компенсации страховых взносов и выплаты работникам средней заработной платы за период исполнения ими воинской обязанности.
Суды, удовлетворяя исковые требования в полном объёме, исходили из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. В связи с этим выплата работникам среднего заработка в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации.
В силу ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В соответствии с п. 7 ст. 1 названного Закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подп. "а" п. 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил компенсации расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 Закона о страховых взносах.
Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования для решения вопроса о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, в указанном перечне не поименован.
Суды, исходя из системного толкования перечисленных норм, пришли к верному выводу о том, что в период прохождения указанного медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Средний заработок, выплачиваемый в период проведения названных мероприятий, облагается страховыми взносами, и работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, исходя из фонда оплаты труда, с соответствующими отчислениями в страховые фонды.
Установив, что истцом произведена выплата среднего заработка с учетом соответствующих отчислений страховых взносов, обоснованно признали, что расходы по уплате страховых взносов подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами компенсации расходов.
Поскольку ответчиком доказательства компенсации истцу указанных расходов в полном объёме в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены, суды правомерно удовлетворили требования общества "ЧТЗ-УРАЛТРАК" о взыскании с военкомата компенсации страховых взносов в размере 65 134 руб. 48 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у военкомата обязанности возместить истцу расходы, связанные с отчислениями страховых взносов, начисленными на фонд оплаты труда, в связи с привлечением работников истца для участия в мероприятиях, направленных на реализацию Закона о воинской обязанности, отклоняется как основанный на неверном толковании действующего законодательства.
Обязанность компенсировать работодателю расходы, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возложена на ответчика в соответствии с п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона о воинской обязанности и ч. 1 ст.7, ст.9 Закона о страховых взносах, п. 2 Правил компенсации расходов.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не выявлено.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2014 по делу N А76-20269/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.