Екатеринбург |
|
22 декабря 2011 г. |
Дело N А76-3440/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Макарова В.Н., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области (ОГРН 1027401102630; далее - Управление Пенсионного фонда в г. Троицке) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2011 по делу N А76-3440/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Троицкие энергетические системы" (ИНН 7418014763, ОГРН 1067418002970; далее - общество "Троицкие энергетические системы") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению Пенсионного фонда в г. Троицке о взыскании 275 134 руб. 68 коп. задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.10.2008 по 31.05.2010 (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 16.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (ОГРН 1027403891657; далее - учреждение "Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации"), Шумаков Михаил Николаевич.
Решением суда от 17.06.2011 (судья Скобычкина Н.Р.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 (судьи Карпусенко С.А., Вяткин О.Б., Логиновских Л.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда в г. Троицке просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, расчет задолженности за теплоэнергию произведен обществом "Троицкие энергетические системы" не на основании расчетных тепловых нагрузок, согласованных в государственных контрактах от 15.12.2009 N 211/09, от 01.11.2010 N 211/10 на 2009-2010 годы.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Троицкие энергетические системы" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлен факт заключения между обществом "Троицкие энергетические системы" (энергоснабжающая организация) и Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке (заказчик) государственного контракта от 01.09.2008 N 211/08.
Разногласия, возникшие при заключении контракта, урегулированы судом (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 по делу N А76-6849/2010 Арбитражного суда Челябинской области).
По условиям контракта энергоснабжающая организация обязуется поставлять заказчику через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для отопления нежилых помещений (зданий) заказчика, расположенных по адресу: г. Троицк, ул. Разина, д. 19, а заказчик принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать режим их потребления в количестве, сроки и на условиях, предусмотренных данным контрактом, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей. Объем отапливаемых нежилых помещений заказчика составляет 5 334 куб.м. (п. 1.1).
Согласно п. 3.2 названного договора, узел учета тепловой энергии и теплоносителя оборудуется средствами измерения, зарегистрированными в государственном реестре средств измерений. Каждый прибор должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере технического регулирования метрологии. Поверку приборов учета обеспечивает сторона договора, на балансе которой находится данный прибор.
Договорное количество тепловой энергии и теплоносителя, подаваемое энергоснабжающей организацией заказчику в соответствующем расчетном периоде, согласовано сторонами в приложении N 1 к контракту и составляет 117, 1774 Гкал (п. 4.1 контракта от 01.09.2008 N 211/08).
В п. 4.2 указанного государственного контракта установлено, что фактическое количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное заказчиком по контракту за расчетный период, определяется на основании данных аттестованного и допущенного энергоснабжающей организацией к эксплуатации узла учета тепловой энергии и теплоносителя и указывается в акте показаний приборов учета за расчетный период.
Расчеты за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производятся в соответствии с данными о фактическом потреблении тепловой энергии и установленными тарифами (п. 6.3 государственного контракта).
Сроки и порядок оплаты поставленной и потребленной тепловой энергии определены сторонами в п. 6.4 контракта.
Согласно п. 12.1 контракта договор вступает в силу с 01.09.2008 и действует по 31.12.2008.
На аналогичных условиях между обществом "Троицкие энергетические системы" (энергоснабжающая организация) и Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке (заказчик) с протоколами разногласий заключены государственные контракты от 01.01.2009 N 211/09, от 01.01.2009 N 211/10.
В соответствии с пунктами 4.1 названных государственных контрактов количество тепловой энергии и теплоносителя, подаваемое энергоснабжающей организацией заказчику составляет 304, 8506 Гкал.
В период с 01.10.2008 по 31.05.2010 Управлению Пенсионного фонда в г. Троицке обществом "Троицкие энергетические системы" поставлялась тепловая энергия.
Постановлениями Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 28.12.2007 N 39/29, от 29.05.2009 N 16/2, от 30.12.2009 N 51/10, от 30.03.2010 N 12/8 утверждены тарифы на тепловую энергию на 2008-2010 годы.
С целью проверки достоверности произведенной Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке поверки прибора учета тепловой энергии общество "Троицкие энергетические системы" направило в адрес учреждения "Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации" копию паспорта прибора учета тепловой энергии ответчика.
В ответ на запрос истца учреждение "Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации" сообщило, что клеймо и подпись не принадлежат поверителям учреждения "Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации".
На основании изложенного общество "Троицкие энергетические системы" произвело перерасчет объема отпущенной Управлению Пенсионного фонда в г. Троицке теплоэнергии, исходя из расчетных тепловых нагрузок, и выставило к оплате счет-фактуру от 19.07.2010 N ТЭС0000018 на сумму 282 489 руб. 32 коп.
Неоплата Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке образовавшейся задолженности послужила основанием для обращения общества "Троицкие энергетические системы" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из ненадлежащего исполнения Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, недоказанности несоответствия произведенного обществом "Троицкие энергетические системы" расчета объема отпущенной теплоэнергии закону или иному правовому акту.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношения, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п. 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Пунктом 5.1.2 названных Правил определено, что каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.
После истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя (п. 9.11 Правил N Вк-4936).
Пунктом 9.9 указанных Правил предусмотрено, что при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
В связи с отсутствием доказательств соблюдения Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке процедуры допуска в эксплуатацию узлов учета абонента в установленном Правилами N Вк-4936 порядке, определение обществом "Троицкие энергетические системы" количества тепловой энергии исходя из расчетных тепловых нагрузок согласно п. 9.9 названных Правил, правомерно.
Расчет количества тепловой энергии, произведенный истцом исходя из расчета тепловых нагрузок, указанных в приложениях N 1 к государственным контрактам от 01.01.2009 N 211/09, от 01.01.2010 N 211/10, проверен судами.
Иных сведений о фактических объемах отапливаемых помещений, свидетельствующих о потреблении тепловой энергии в меньшем объеме, Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства, подтверждающие оплату ответчиком потребленной тепловой энергии в полном объеме за спорный период, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования общества "Троицкие энергетические системы".
Доводы заявителя жалобы относительно произведенного расчета задолженности за тепловую энергию направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основании выводов судов, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.06.2011 по делу N А76-3440/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Н. Черкасская |
Судьи |
В.Н. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5.1.2 названных Правил определено, что каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.
После истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета тепловой энергии и теплоносителя, показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем. Узел учета считается вышедшим из строя (п. 9.11 Правил N Вк-4936).
Пунктом 9.9 указанных Правил предусмотрено, что при несвоевременном сообщении потребителем о нарушении режима и условий работы узла учета и о выходе его из строя узел учета считается вышедшим из строя с момента его последней проверки энергоснабжающей организацией. В этом случае количество тепловой энергии, масса (или объем) теплоносителя и значения его параметров определяются энергоснабжающей организацией на основании расчетных тепловых нагрузок, указанных в договоре, и показаний приборов узла учета источника теплоты.
В связи с отсутствием доказательств соблюдения Управлением Пенсионного фонда в г. Троицке процедуры допуска в эксплуатацию узлов учета абонента в установленном Правилами N Вк-4936 порядке, определение обществом "Троицкие энергетические системы" количества тепловой энергии исходя из расчетных тепловых нагрузок согласно п. 9.9 названных Правил, правомерно."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2011 г. N Ф09-8333/11 по делу N А76-3440/2011