Екатеринбург |
|
23 декабря 2011 г. |
Дело N А07-2249/11 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2011 г. N 18АП-11556/11
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Первухина В.М.,
судей Гусева О.Г., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (ИНН 0274034097; далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А07-2249/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В соответствии со ст. 153. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан.
Представитель инспекции - Нагиева Г.М. (доверенность от 11.01.2011) приняла участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (ИНН 0274134415, ОГРН 1080274009562; далее - общество, налогоплательщик) - Клюжева А.А. (доверенность от 16.06.2011).
В заседании суда кассационной инстанции 20.12.2011 объявлен перерыв. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 09.12.2010 N 22503 о доначислении к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за второй квартал 2010 г.
Оспариваемое решение принято по результатам камеральной проверки налоговой декларации за указанный налоговый период, которой установлены факты занижения налогоплательщиком налоговой базы по НДС, допущенного вследствие необоснованного применения льготы, предусмотренной подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), при совершении операций по проведению негосударственных региональных лотерей.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (ИНН 0274034308).
Решением суда первой инстанции от 13.05.2011 (судья Крылова И.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 (судьи Толкунов В.М., Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление суда апелляционной инстанции отменить, полагая, что выводы суда основаны на неверном толковании подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
По мнению налогоплательщика, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации общества за второй квартал 2010 г., составлен акт от 01.11.2010 N 45289 и принято решение от 09.12.2010 N 22503 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового законодательства". Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДС в размере 14 960 696 руб.
Полагая, что принятое инспекцией решение в части нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
В силу нормы подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
При исследовании фактических обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество проводит на территории Республики Башкортостан негосударственную бестиражную лотерею "Счастливые сердца" сроком проведения с 01.12.2008 по 31.12.2011 и негосударственную тиражную лотерею "Лото 6 из 40" сроком проведения с 01.06.2009 по 01.06.2014. Указанные лотереи проводятся обществом на основании разрешений, оформленных письмами уполномоченного органа - Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, на которую постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан" возложены функции по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, по ведению государственного реестра региональных лотерей и контролю за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей. Судами отмечено, что указанные выше лотереи включены в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан.
При рассмотрении вопроса о правомерности доначисления инспекцией к уплате в бюджет НДС суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество необоснованно воспользовалось льготой, предусмотренной подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, при совершении спорных операций, поскольку рассматриваемая льгота, по мнению суда, распространяется только на государственные и муниципальные лотереи, проведение которых регламентируется нормами ст. 13, 14, 15 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ).
Отменяя данный судебный акт, суд апелляционной инстанции исходил из того, что льгота, предусмотренная подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на её организацию и проведение. При этом суд, среди прочего, сослался на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.201 N 03-07-07/07 в адрес налогоплательщика.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 марта 2007 г. N 03-07-07/07
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным, соответствует законодательству и материалам дела.
Статьей 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" предусмотрены следующие понятия:
организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);
организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;
проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, разделены на виды, определяемые в зависимости от способа проведения лотереи, способа формирования призового фонда лотереи, территории проведения лотереи, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ в зависимости от организатора лотереи производится подразделение на государственные и негосударственные лотереи.
Государственная лотерея - лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления.
Льгота, предусмотренная подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса, ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на её организацию и проведение.
В соответствии с нормами ст. 13 и 14 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ всероссийская государственная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию всероссийской государственной лотереи, региональная государственная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно норме ст. 15 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, проводится на основании решения органа местного самоуправления.
Порядок организации (то есть осуществления мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи - согласно понятию, содержащемуся в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ) негосударственной лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) установлен ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, по итогам рассмотрения вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения. Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти любого уровня в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Нормами ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения завершается принятием решения о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ негосударственные лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) проводятся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, вследствие чего операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации в силу нормы подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанций о неправомерности доначисления налоговым органом оспариваемых налоговых платежей основаны на правильном толковании подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, требования налогоплательщика о признании недействительным ненормативного акта инспекции о доначислении к уплате в бюджет НДС удовлетворены правомерно.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 по делу N А07-2249/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Первухин |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, по итогам рассмотрения вопроса о выдаче заявителю указанного разрешения. Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти любого уровня в течение двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении указанного разрешения.
Нормами ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения завершается принятием решения о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с нормами ст. 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ негосударственные лотереи (за исключением муниципальной и стимулирующей лотереи) проводятся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, вследствие чего операции по проведению таких лотерей не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации в силу нормы подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанций о неправомерности доначисления налоговым органом оспариваемых налоговых платежей основаны на правильном толковании подп. 8.1 п. 3 ст. 149 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 декабря 2011 г. N Ф09-8106/11 по делу N А07-2249/2011