Екатеринбург |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А50-3754/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ранее именовавшийся "Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования Пермского края); (ИНН: 5906071680, ОГРН: 1025901209388); (далее - фонд, Территориальный фонд, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.07.2011 по делу N А50-3754/2011и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
От Территориального фонда поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители Государственного учреждения здравоохранения "Пермская краевая детская клиническая больница" (ИНН: 5905017507, ОГРН: 1025901209388); (далее - учреждение) - Полойникова Т.А. (доверенность от 26.12.2011 N 57), Ложкин Н.В. (доверенность от 26.12.2011 N 55), Кляшева Е.А. (доверенность от 26.12.2011 N 56).
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к учреждению о возложении обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в сумме 722 064 руб. 19 коп., использованных не по целевому назначению на собственный счет по учету средств обязательного медицинского страхования.
Решением суда первой инстанции от 04.07.2011 (судья Кремер Ю.О.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Сафонова С.Н.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальный фонд просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований по восстановлению на собственный счет по учету средств обязательного медицинского страхования денежных средств, израсходованных учреждением не в соответствии с их целевым назначением, в сумме 636 075 руб. 43 коп.
При этом заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права. По мнению фонда, в нарушение Приложения N 1 Единой методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, согласованной решением Краевой согласительной комиссии от 20.04.2007 N 2 (далее - Единая методика расчета тарифов) учреждением в состав затрат по статье 226 "прочие услуги" включены расходы на услуги специализированной организации по размещению краевого государственного заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем проведения открытых аукционов в электронной форме, которые не подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом в период с 16.08.2010 по 14.09.2010 проведена проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования учреждения за период работы с 01.07.2007 по 31.12.2009.
В ходе проверки Территориальным фондом установлены нарушения, допущенные учреждением, выразившиеся в нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в сумме 816 528 руб. 20 коп.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 24.09.2010, учреждению направлено предписание от 08.10.2010 о восстановлении денежных средств обязательного медицинского страхования, израсходованных не по назначению, в сумме 787 581 руб. 20 коп. на собственный счет, которое исполнено частично на сумму 65 517 руб. 01 коп.
Неисполнение учреждением предписания в остальной части в сумме 722 064 руб. 19 коп. в установленный срок, послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из недоказанности Территориальным фондом факта нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части суммы 636 075 руб. 43 коп.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 1 Программы государственных гарантий оказания населению Пермской области бесплатной медицинской помощью на 2007 год, утвержденной Законом Пермского края от 05.12.2006 N 24-КЗ, Программа определяет виды медицинской помощи и их объемы, мероприятия, предоставляемые населению края бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 6 Программы государственных гарантий муниципальные задания на предоставление медицинских услуг за счет средств бюджетов муниципальных районов (городских округов) и средств обязательного медицинского страхования, государственные задания на предоставление медицинских услуг за счет средств краевого бюджета и средств обязательного медицинского страхования разрабатываются и устанавливаются краевой комиссией по разработке заданий по обеспечению государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".
Финансирование мероприятий по оказанию медицинской помощи осуществляется как за счет средств бюджетов (муниципальных и краевого), так и за счет средств обязательного медицинского страхования.
Порядок расходования средств обязательного медицинского страхования установлен Единой методикой расчета тарифов.
Исходя из содержания Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа на приобретение медикаментов проводится посредством проведения аукциона.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между фондом и учреждением заключены договоры от 22.01.2007 N 03/280, от 21.01.2008 N 07/79 на оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
В силу п. 2 названных договоров предметом договоров является оплата медицинской лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), оказанной учреждением на основании договоров "На предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию".
В соответствии с условиями договоров учреждение осуществляет расходование средств обязательного медицинского страхования рационально и согласно их целевому назначению - по статьям расходов, финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования; использует материальные ценности, полученные в рамках централизованных поставок, оплачиваемых фондом в соответствии с действующим законодательством, по целевому назначению - на обеспечение оказания медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию (п. 3.1.14, 3.1.15 договоров).
Фонд в ходе проверки учреждения установил нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, в том числе, в размере 636 075 руб. 43 коп., уплаченных обществу с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм" за услуги по размещению заказа в электронной форме открытого аукциона по государственному контракту от 01.02.2007 N 07- 07.
На основании Единой методики расчета тарифов, в состав затрат, включаемых в тарифы на медицинские услуги и возмещаемые за счет средств обязательного медицинского страхования, включаются расходы на медикаменты, к которым отнесены экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы для выполнения Территориальной программы обязательного медицинского страхования по приобретению лекарственных средств, перевязочных средств, расходных материалов, медицинского инструментария.
Приобретение медицинским учреждением медикаментов для выполнения Территориальной программы обязательного медицинского страхования требует проведения аукциона как обязательной стадии заключения договора купли-продажи (государственного контракта).
Следовательно, как верно указали суды, оплата услуг общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм" по размещению краевого государственного заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем проведения открытых аукционов в электронной форме подлежит включению в затраты по приобретению медикаментов.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оплата услуг (проведение аукциона в электронной форме) специализированной организации (обществу с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм") в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является неотъемлемой частью приобретения медикаментов. Соответственно, указанные расходы в сумме 636 075 руб. 43 коп. подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах, судами законно отказано фонду в удовлетворении заявленных требований в части восстановления учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 636 075 руб. 43 коп.
В остальной части судебные акты не обжалуются.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 04.07.2011 по делу N А50-3754/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из содержания Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа на приобретение медикаментов проводится посредством проведения аукциона.
...
Приобретение медицинским учреждением медикаментов для выполнения Территориальной программы обязательного медицинского страхования требует проведения аукциона как обязательной стадии заключения договора купли-продажи (государственного контракта).
Следовательно, как верно указали суды, оплата услуг общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм" по размещению краевого государственного заказа на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем проведения открытых аукционов в электронной форме подлежит включению в затраты по приобретению медикаментов.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оплата услуг (проведение аукциона в электронной форме) специализированной организации (обществу с ограниченной ответственностью "Вектор-Фарм") в силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является неотъемлемой частью приобретения медикаментов. Соответственно, указанные расходы в сумме 636 075 руб. 43 коп. подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2011 г. N Ф09-8791/11 по делу N А50-3754/2011