Екатеринбург |
|
28 декабря 2011 г. |
Дело N А60-17798/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга (ИНН: 6663080883, ОГРН: 1026605622856; далее - фонд, страховщик, учреждение, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу N А60-17798/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Аварийный канализационный сервис "КОМПАНИЯ ВиКА" (ИНН: 6673120782, ОГРН: 1046604832670; далее - общество, страхователь) - Малых А.В. (доверенность от 23.12.2011);
учреждения - Белоусова Ю.С. (доверенность от 16.02.2011 N 122-Ю).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о взыскании с общества штрафа в размере 14 542 руб. 50 коп. за недостоверное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2010 г.
Решением суда от 19.07.2011 (судья Сергеева М.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 (судьи Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении заявления учреждения отказано.
В кассационной жалобе фонд просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, а также на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Заявитель жалобы полагает, что в действиях общества установлено и материалами дела подтверждено наличие нарушения требований ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). По мнению фонда, поскольку уточненные данные представлены в учреждение с нарушением для срока исправления обнаруженных ошибок, предусмотренного Законом N 27-ФЗ. При этом заявитель жалобы указывает на отсутствие у фонда возможности самостоятельно скорректировать индивидуальные сведения застрахованных лиц, ввиду отсутствия у него данных бухгалтерского учета на основании которых страхователем определена система налогообложения, тарифы страховых взносов и произведены расчеты сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2010 г., в ходе которой, выявлен факт предоставления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В частности у работника Блинова С.И. отсутствовал страховой номер индивидуального лицевого счета.
Исправленные сведения были представлены обществом в учреждение 03.08.2010, однако в них также были обнаружены ошибки, а именно: у всех работников были неверно рассчитаны суммы страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии.
Фондом в адрес организации было направлено уведомление об устранении выявленных ошибок в срок до 31.08.2010.
Вновь исправленные сведения представлены страховщиком 02.09.2010 (протокол приема сведений от 02.09.2010 N 15/39829).
Данные обстоятельства, отраженные в акте от 22.10.2011 N 431, явились основанием для принятия учреждением решения от 24.11.2010 N 431 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 14 542 руб. 50 коп.
Фонд направил обществу требование от 17.12.2010 N 431 с предложением о добровольной уплате финансовой санкции в срок до 29.01.2011.
Неуплата обществом в добровольном порядке штрафа в указанном размере послужила основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества вмененного ему правонарушения и отсутствия обстоятельств, исключающих его вину в совершении данного правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из того, что абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, составляет: нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, для заявления требования о взыскании с общества штрафа на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ фонду необходимо представить доказательства того, что общество представило в фонд сведения с нарушением установленного пенсионным законодательством срока, либо представило сведения неполные (недостоверные), не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Апелляционным судом установлено, что согласно акту от 22.10.2010 N 431 и решению от 24.11.2010 N 431 обществу вменено представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что, по мнению, заявителя и суда первой инстанции образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, фактические обстоятельства дела, установленные апелляционным судом, свидетельствуют о том, что штрафная санкция применена в отношении общества за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
В то же время норма абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
При этом апелляционный суд верно отметил, что индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения им уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления фонда о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы, подлежат отклонению как не соответствующие нормам Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 по делу N А60-17798/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом установлено, что согласно акту от 22.10.2010 N 431 и решению от 24.11.2010 N 431 обществу вменено представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что, по мнению, заявителя и суда первой инстанции образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Между тем, фактические обстоятельства дела, установленные апелляционным судом, свидетельствуют о том, что штрафная санкция применена в отношении общества за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
В то же время норма абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
При этом апелляционный суд верно отметил, что индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
...
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления фонда о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы, подлежат отклонению как не соответствующие нормам Закона N 27-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2011 г. N Ф09-8597/11 по делу N А60-17798/2011