Екатеринбург |
|
28 декабря 2011 г. |
N Ф09-8708/11 Дело N А60-10940/2011 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.07.2011 по делу N А60-10940/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра - Куйдан А.В. (доверенность от 15.12.2010 N 08-18/1390);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление ФАУГИ) - Алпацкая Е.Г. (доверенность от 11.05.2011).
В судебном заседании, начатом 20.12.2011, в порядке, предусмотренном ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 22.12.2011 до 16 ч 00 мин. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
После перерыва в судебном заседании принял участие представитель Управления Росреестра - Куйдан А.В. (доверенность от 15.12.2010 N 08-18/1390).
Управление ФАУГИ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15 150 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов, N 1А, и обязании Управления Росреестра осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский" (далее - предприятие "Совхоз "Знаменский").
Решением суда от 11.07.2011 (судья Горбашова И.В.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Росреестра в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15 150 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов, N 1А, признан незаконным. На Управление Росреестра возложена обязанность осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Усцов Л.А., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 16, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя жалобы, из представленных на регистрацию документов невозможно установить, что земельный участок площадью 15 150 кв. м с кадастровым номером 66:63:1401002:0101 образован из земельного участка площадью 1,471 га. Заявитель жалобы считает, что в государственной регистрации права собственности отказано правомерно, поскольку документы, подтверждающие, что "Совхоз "Знаменский" является Федеральным государственным унитарным предприятием, Управлению Росреестра на государственную регистрацию не представлялись, а из представленных документов на стадии правовой экспертизы следовал вывод о том, что спорный земельный участок относится к собственности Свердловской области.
В представленном отзыве Управление ФАУГИ возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление ФАУГИ 13.11.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15 150 кв. м, с кадастровым номером 66:63:1401002:0101, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов, N 1А.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 13.11.2010 N 6614-15475-3 к заявлению о государственной регистрации были приложены: доверенность, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 29.10.2007 N 63-2/07-2647, свидетельство от 03.03.1993 N 5 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное предприятию "Совхоз "Знаменский", постановление главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ.
Управлением Росреестра 10.12.2010 в адрес Управления ФАУГИ направлено уведомление N 14/046/2010264 о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, поскольку заявителем не представлен на государственную регистрацию акт государственного органа, изданный в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 15 150 кв. м. При этом Управлением Росреестра указано на то, что спорный земельный участок в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утративших силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" относится к землям субъекта Российской Федерации, поскольку из представленных на государственную регистрацию документов следует, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является государственным предприятием Свердловской области.
В связи с непредставлением на государственную регистрацию соответствующих документов Управлением Росреестра в сообщении от 11.01.2011 N 14/046/2010264 отказано Управлению ФАУГИ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Управление ФАУГИ, полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 17, п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации, пришли к выводу о том, что Управлением ФАУГИ на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать на основании следующего.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен гл. 3 Закона о государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
В силу п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации).
На основании п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации с. Знаменское от 25.02.1993 N 4а предприятию "Совхоз "Знаменский" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 1,471 га под постройку (свидетельство о праве на землю от 03.03.1993 N 5).
Постановлением главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ "Об уточнении границ и площади земельных участков государственному унитарному предприятию Свердловской области "Совхоз "Знаменский" уточнены границы и площадь земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов, N 1А, площадью 1,471 га, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под машинный двор. По результатам межевания границ уточненная площадь земельного участка составила 15 151 кв. м (п. 4 постановления).
Таким образом, площадь вновь сформированного земельного участка отличается от площади земельного участка, предоставленного предприятию в 1993 году, то есть произошло распоряжение администрацией органа местного самоуправления земельным участком.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 по делу N А60-621/2008 установлено, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, учредителем которого является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (федеральный орган).
Согласно Уставу предприятия "Совхоз "Знаменский", утвержденному 13.05.2009, предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем в рассматриваемом случае распоряжение земельным участком произведено органом местного самоуправления.
Управлением Росреестра была приостановлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок и предложено предоставить акт компетентного органа о распоряжении земельным участком в соответствии с его полномочиями.
Поскольку указанное требование Управлением ФАУГИ исполнено не было, а регистрирующий орган располагал лишь сведениями о том, что предприятие является государственной собственностью субъекта Российской Федерации, Управлением Росреестра обоснованно отказано в осуществлении регистрационных действий.
То обстоятельство, что Управлением Росреестра был запрошен акт субъекта Российской Федерации, поскольку регистрирующий орган посчитал предприятие "Совхоз "Знаменский" предприятием Свердловской области, не повлекло неправомерный отказ в государственной регистрации права. Управлением ФАУГИ на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие отнесение предприятия "Совхоз "Знаменский" к федеральному уровню собственности.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.07.2011 по делу N А60-10940/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15 150 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов, N 1А и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Сухоложский отдел) осуществить регистрацию права собственности на земельный участок площадью 15 150 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Механизаторов, N 1А отказать.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации).
На основании п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
...
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация (п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2011 г. N Ф09-8708/11 по делу N А60-10940/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8440/11
28.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8708/11
26.09.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8440/11
11.07.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-10940/11