Екатеринбург |
|
30 декабря 2011 г. |
Дело N А60-10950/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Мындря Д. И., Столярова А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2011 по делу N А60-10950/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, назначенном на 11 ч 15 мин. 22.12.2011, принял участие представитель Управления Росреестра - Куйдан А.В. (доверенность от 15.12.2010 N 08-18/1390).
В судебном заседании объявлен перерыв до 09 ч 45 мин. 23.12.2011.
После перерыва в судебном заседании принял участие тот же представитель.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 54 642 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Ворошилова, д. 27, и обязании Управления Росреестра провести процедуру государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский" (далее - предприятие "Совхоз "Знаменский").
Решением суда от 08.07.2011 (судья Филиппова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 54 642 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Ворошилова, д. 27, признан незаконным. На Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 16, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, из представленных на регистрацию документов невозможно было установить, что земельный участок площадью 54 642 кв. м с кадастровым номером 66:63:1401002:0154 образован из земельного участка площадью 8,75 га. Как полагает заявитель, орган местного самоуправления не имел полномочий формировать названный земельный участок, относящийся к землям государственной собственности. Заявитель считает, что в государственной регистрации права собственности отказано правомерно, поскольку документы, подтверждающие, что "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, Управлению Росреестра на государственную регистрацию не представлялись, а из представленных документов на стадии правовой экспертизы следовал вывод о том, что спорный земельный участок относится к собственности Свердловской области.
В отзывах на кассационную жалобу Управление ФАУГИ и совхоз "Знаменский" возражают против доводов заявителя, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Управления Росреестра - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.12.2010 Управление ФАУГИ обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:63:1401002:0154 площадью 54 642 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Ворошилова, д. 27.
К заявлению Управлением ФАУГИ приложены: доверенность, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 63-2/08-08-42 от 16.01.2008, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное совхозу "Знаменский" от 03.03.1993 N1, постановление Главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ.
Управлением Росреестра 30.12.2010 в адрес Управления ФАУГИ направлено уведомление N 14/047/2010-346 о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, поскольку заявителем не представлен акт государственного органа, изданный в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 54 642 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Ворошилова, д. 27.
В связи с непредставлением на государственную регистрацию запрошенных документов Управлением Росреестра в сообщении от 28.01.2011 N 14/047/2010-346 на основании на абз. 6 (лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества), 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя) ч.1 ст. 20 Закона о государственной регистрации отказано Управлению ФАУГИ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Управление ФАУГИ, полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 17, п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации, пришли к выводу о том, что Управлением ФАУГИ на государственную регистрацию предоставлены все необходимые документы и у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать на основании следующего.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен гл. 3 Закона о государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (абз. 2 п. 1 ст.17 Закона о государственной регистрации).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
На основании абз. 6, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как установлено судами, совхозу "Знаменский" на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением главы администрации с. Знаменское от 25.02.1993 N 4а предоставлен земельный участок площадью 8,75 га для содержание крупного рогатого скота (свидетельство о праве на землю от 03.03.1993 N 1).
Постановлением главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ уточнены границы и площади земельных участков государственного унитарного предприятию Свердловской области совхоза "Знаменский". Согласно п. 8 постановления утверждены границы земельного участка площадью 54 642 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Ворошилова, д. 27, с разрешенным использованием под молочно-товарную ферму. Из пункта 9 постановления следует, что указанный земельный участок сформирован из земельного участка площадью 87500 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Ворошилова, д. 27, с кадастровым номером 66:63:14 01002:096, ранее предоставленного совхозу "Знаменский" на основании постановлением главы администрации с. Знаменское от 25.02.1993 N 4а. При этом часть этого земельного участка площадью 32 858 кв. м присоединена к землям государственной собственности, не закрепленным за конкретными лицами.
Согласно кадастровому паспорту от 16.01.2008 N 63-2/08-42 сформирован земельный участок с кадастровым номером 66:63:1401002:0154, площадью 54 642 кв. м, с разрешенным использованием - под молочно-товарную ферму, принадлежащий совхозу "Знаменский" на праве постоянного бессрочного пользования.
Таким образом, на государственную регистрацию представлены документы, из которых следует, что заявленный к регистрации права земельный участок образован в результате разделения предоставленного совхозу "Знаменский" земельного участка на основании свидетельства о праве на землю от 03.03.1993 N 1 и формировании новых земельных участков. При этом часть этого земельного участка оказалась изъята из владения совхоза "Знаменский". Документов, подтверждающих, что данные действия совершены уполномоченным на распоряжение земельным участком лицом, Управление ФАУГИ не представило.
Вывод судов о том, что постановлением главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ лишь уточнены границы и площадь земельного участка совхоза "Знаменский", противоречит материалам дела.
Учитывая, что Управление ФАУГИ обратилось за государственной регистрацией права федеральной собственности на земельный участок площадью 54 462 кв. м, сформированный постановлением органа местного самоуправления, с предоставлением его в качестве правоустанавливающего, из представленных на государственную регистрацию документов следует, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является государственным унитарным предприятием Свердловской области, документов, подтверждающих отнесение земельного участка к федеральному уровню собственности не представлено, требование регистрирующего органа о предоставлении необходимых для государственной регистрации документов Управлением ФАУГИ не выполнено, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права федеральной собственности следует считать обоснованным.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.07.2011 по делу N А60-10950/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области отказать.
Председательствующий |
Т.В.Сулейменова |
Судьи |
Д.И.Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 декабря 2011 г. N Ф09-8707/11 по делу N А60-10950/2011