Екатеринбург |
|
11 января 2012 г. |
Дело N А60-12675/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Татариновой И. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (ИНН: 6660013279, ОГРН: 1026604952252); (далее - учреждение, фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2011 по делу N А60-12675/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель фонда - Захарова М.В. (доверенность от 28.12.2011 N 42).
Общество с ограниченной ответственностью "Березовские тепловые сети" (ИНН: 6604017008, ОГРН: 1069604007582); (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 14.04.2011 N 10.
Решением суда от 01.09.2011 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 (судьи Савельева Н.М., Сафонова С.Н., Васевой Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для принятия к зачету расходов общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Фонд указывает, что работнику общества предоставлены дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом в отсутствии справок об инвалидности ребенка с указанием на то, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении.
Проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, учреждением на основании решения от 02.03.2011 N 39 проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 24.03.2011 N 36 "с/с" и принято решение от 14.04.2011 N 10 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с нарушением законодательства, в сумме 78 671 руб. 16 коп., в том числе за 2008 г. - 37 615 руб. 01 коп., за 2009 г. - 41 056 руб. 15 коп.
По данным проверки общество в нарушение п. 1 и п. 6 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 26 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 34 от 04.04.2000 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" оплаченные Ольковой Н.Н. дни по уходу за ребенком-инвалидом за спорный период были предоставлены без подтверждения справками из территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Березовскому (Отдел семейной политики, опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот) (далее - ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по г. Березовскому) об инвалидности ребенка с указанием на то, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеются в виду пункты 1 и 6 Разъяснения Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", утвержденного постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. N 26/34
Данные справки были запрошены страхователем и получены в период проведения выездной проверки.
Общество, посчитав, что данным решение нарушены его права в виде непринятия сумм к зачету, обратилось с заявлением в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, придя к выводу о том, что спорные расходы произведены страхователем без нарушения законодательства Российской Федерации, заявленные требования удовлетворили.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Фонду предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с постановлением Минтруда России N 26, Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
Указанная справка представляется из органов социальной защиты населения по месту жительства ребенка - инвалида ежегодно. Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суды обеих инстанций на основании совокупности имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводам о том, что страхователем правомерно предоставлены и оплачены работнику Ольковой Н.Н. дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом ввиду наличия у указанного сотрудника права на получение предусмотренной ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии (льготы).
Суды установили, что к заявлениям Ольковой Н.Н. о предоставлении дополнительных дней отпуска в 2008-2009 гг. приложены копии справки МСЭК о том, что Олькова Яна Максимовна является ребенком-инвалидом и копия свидетельства о смерти отца Олькова Максима Викторовича.
В ходе проверки обществом фонду также предоставлены справки N 1, 2 за 2008, 2009 гг. ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН по г. Березовскому, в которых указано, что Олькова Н.Н. действительно имеет ребенка-инвалида - Олькову Яну Максимовну, которая не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении.
Таким образом, суды обоснованно указали на то, что наличие у работника общества Ольковой Н.Н. права на получение дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за ребенком-инвалидом подтверждено необходимыми надлежащими документами, и в связи с этим общество правомерно предоставило и оплатило сотруднику дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Незаконность использования Ольковой Н.Н. льготы, установленной ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, фондом не доказана.
При названных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества.
Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суды правомерно отклонили как несостоятельный довод фонда, приведенный в обоснование своих возражений по делу, относительно отсутствия у страхователя к моменту предоставления дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом соответствующей справки из органов социальной защиты населения Свердловской области по г. Березовскому.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2011 по делу N А60-12675/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Минтруда России N 26, Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
...
Суды обеих инстанций на основании совокупности имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводам о том, что страхователем правомерно предоставлены и оплачены работнику Ольковой Н.Н. дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом ввиду наличия у указанного сотрудника права на получение предусмотренной ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии (льготы).
...
Незаконность использования Ольковой Н.Н. льготы, установленной ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, фондом не доказана."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 января 2012 г. N Ф09-8873/11 по делу N А60-12675/2011
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4443/12
28.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4443/12
11.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8873/2011
26.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10561/11