Екатеринбург |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А60-30653/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральский научно-исследовательский институт лесной промышленности" (далее - общество, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2014 по делу N А60-30653/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Камалов Д.Р. (доверенность от 12.01.2015 N 1).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра, ответчик), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее -кадастровая палата, ответчик) о признании кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных в здании по адресу г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 109: площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 равной его рыночной стоимости в размере 15 115 198 руб.; площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808, равной его рыночной стоимости в размере 7 619 811 руб.; площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1809, равной его рыночной стоимости в размере 2 341 010 руб.; площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131,равной его рыночной стоимости в размере 24 168 368 руб.; площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813, равной его рыночной стоимости в размере 149 326 руб.; площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810, равной его рыночной стоимости в размере 11 674 616 руб.; площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130, равной его рыночной стоимости в размере 1 321 885 руб.; площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812, равной его рыночной стоимости в размере 1 057 505 руб.; площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814, равной его рыночной стоимости в размере 1 343 204 руб.; площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133, равной его рыночной стоимости в размере 477 585 руб.; площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128, равной его рыночной стоимости в размере 622 562 руб.; площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129, равной его рыночной стоимости в размере 1 833 579 руб.; площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126, равной его рыночной стоимости в размере 20 756 141 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области.
Решением суда от 07.11.2014 (судья Ефимов Д.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 (судьи Панькова Г.Л., Гладких Е.О., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости"), ст. 24.18, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), неприменение Закона Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и ст. 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в ст. 3 Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.06.2011 N 913, от 15.12.2011 N 1256/11 от 25.06.2013 N 10761/11. Истец полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов капитального строительства их рыночной стоимости, в доказательство чего им в материалы дела представлен отчет оценщика, согласно которому рыночная стоимость объектов капитального строительства значительно ниже кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 109.
В соответствии со ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 N 1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области" в отношении принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости по состоянию на 05.07.2012 установлена следующая кадастровая стоимость: помещение площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 - 46 058 649,8 руб.; помещение площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808 - 16 795 940,3 руб.; помещение площадью 54,9 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1809 -42 66 992,7 руб.; помещение площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131 - 65 543 805,9 руб.; помещение площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813 - 1 204 706,5 руб.; помещение площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810 - 33 856 138,8 руб.; помещение площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130 - 2 409 413 руб.; помещение площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812 - 1 927 530,4 руб.; помещение площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814 - 2 448 274,5 руб.; помещение площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133 - 870 497,6 руб.; помещение площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128 - 1 134 755,8 руб.; помещение площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129 - 3 342 089 руб.; помещение площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126 - 55 657 440,3 руб.
Полагая, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в результате чего нарушаются права истца как плательщика налога на имущество организаций, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось в суд с соответствующим иском.
Обществом в материалы дела представлен "Отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, расположенных в строении литеры А по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 109" N 6639007339-2014-190(8592), подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Областной центр экспертиз".
Согласно данному отчету рыночная стоимость принадлежащих истцу объектов недвижимости: данного здания по состоянию на 05.07.2012 составляет: помещение площадью 592,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1811 - 15 115 198 руб.; помещение площадью 216,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1808 - 7 619 811 руб.; помещение площадью 54,9 кв.м., кадастровый номер 66:41:0704024:1809 -2 341 010 руб.; помещение площадью 843,3 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2131 - 24 168 368 руб.; помещение площадью 15,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1813 - 149 326 руб.; помещение площадью 435,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1810 - 11 674 616 руб.; помещение площадью 31 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2130 - 1 321 885 руб.; помещение площадью 24,8 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1812 - 1 057 505 руб.; помещение площадью 31,5 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:1814 - 1 343 204 руб.; помещение площадью 11,2 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2133 - 477 585 руб.; помещение площадью 14,6 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2128 - 622 562 руб.; помещение площадью 43 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2129 - 1 833 579 руб.; помещение площадью 716,1 кв. м, кадастровый номер 66:41:0704024:2126 - 20 756 141 руб.
Отказывая в удовлетворении требований, суды пришли к выводу о недоказанности истцом нарушения его прав установлением кадастровой стоимости имущества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованными являются лица, чьи права и (или) охраняемые законом интересы нарушены или могут быть нарушены в результате совершения действий (бездействия) участников гражданских, публичных правоотношений.
В силу ч. 5 ст. 1 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с указанным Законом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (ч. 5 ст. 4 названного Закона).
Пунктом 11, 16 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение.
В соответствии со ст. 3 Закона N 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно требованиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса. Особенности определения налоговой базы таких объектов могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).
Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов их рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по налогу на имущество согласно п. 2 ст. 375 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является нарушение прав общества как собственника этих помещений и плательщика налога на имущество.
Однако в силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных помещений.
Поскольку кадастровая стоимость применяется не только для целей налогообложения но и для иных целей, наличие в ГКН записи о стоимости, не соответствующей рыночной, противоречит интересам общества как собственника имущества, может привести к нарушению его имущественных прав, поэтому истец является лицом, заинтересованным в определении кадастровой стоимости спорных помещений в размере их рыночной стоимости и вправе обратиться в арбитражный суд за судебной защитой способом. предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суды, отметив, что п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации связывает изменение порядка определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории субъектов Российской Федерации принятием соответствующего закона субъекта Российской Федерации, пришли к выводу о том, что поскольку на территории Свердловской области не принят закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в связи с чем установление кадастровой стоимости имущества в размере, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 N 1593-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Свердловской области", не нарушает законных прав и охраняемых законом интересов истца.
При этом судами не учтено следующее.
В силу п. 4 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
На момент рассмотрения дела в апелляционном суде Законом Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" и ст. 2 Закона Свердловской области "О внесении изменений в ст. 3 Закон Свердловской области "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" от 24.11.2014 N 100-ОЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2015, Закон Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" дополнен ст. 1-1 об особенностях определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), общая площадь которых составляет свыше 5000 кв. м, и помещения в них; 2) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
При таких обстоятельствах вышеназванный вывод судов нельзя признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, и то, что суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора не применил закон, подлежащий применению и, в нарушение ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного спора по существу не исследованы и не оценены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, применить нормы, подлежащие применению и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2014 по делу N А60-30653/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.