Екатеринбург |
|
27 января 2012 г. |
N Ф09-9465/11 Дело N А07-6378/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан (далее - заявитель, управление, Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2011 по делу N А07-6378/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Латохин В.А. (доверенность от 10.01.2012 N 1);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" (далее - общество) - Ефимова И.А. (доверенность от 19.01.2012 N 119/11-28).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о взыскании с общества 866 694, 49 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду - за образование некондиционной продукции в 2008-2010 гг.
Решением суда от 18.07.2011 (судья Гималетдинова А.Р.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 (судьи Костин В.Ю., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что материалами дела подтверждено образование некондиционной продукции (масло трансформаторное отработанное) и отсутствие технических регламентов, регулирующих образование указанной некондиционной продукции; в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться п. 5.9 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и, что любое образование некондиционной продукции, не предусмотренное технологическим регламентом, является сверхлимитным размещением отходов.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судами, Росприроднадзор провел проверку соблюдения обществом требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.01.2011 N 5, в котором указано, что в 2008-2010 гг. в процессе эксплуатации трансформаторов на предприятии образовалось 128,60 тонн трансформаторного масла, не соответствующего требованиям государственного стандарта - масло трансформаторное отработанное. В подземных резервуарах N 1, N 2 на подстанции Бекетово общества 21.01.2011 находилось отработанное трансформаторное масло 1,833 тонны. Масло трансформаторное отработанное реализовывалось по договорам поставки от 02.06.2008 N 1403, от 05.05.2009 N 1647 обществом с ограниченной ответственностью "Эко - ресурсы", согласно справке было реализовано 128,6 тонны отработанного трансформаторного масла, 46,1 тонны в 2008 г., 82,5 тонны в 2009 году. Согласно п. 4.1 договоров поставки продукция реализована как масло отработанное трансформаторное.
Управление, посчитав, что у общества образовалась некондиционная продукция - масло трансформаторное отработанное, однако плата за негативное воздействие на окружающую среду за образование некондиционной продукции ответчиком в установленные законом сроки не вносилась, направило обществу требование от 23.02.2011 N 01-02/0952, в котором предлагалось в месячный срок со дня его получения оплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2008 по 22.02.2011 в сумме 866 694,49 руб.
В связи с неисполнением данного требования обществом, управление обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 866 694,49 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из отсутствия у общества обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
На основании ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, помимо прочих: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) и Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды Российской Федерации от 26.01.1993 (далее - Указания), установлен порядок исчисления и взимания платы. Пункты 1, 2. Порядка конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также определяют механизм расчета платежей на основе Порядка.
Согласно п. 1 Порядка и п. 1.4 Указаний плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов - хранение и захоронение отходов, хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
На основании пункта 4.4. Приложения 1 "Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды" к Указаниям установлен перечень объектов, относящихся к объектам размещения и; соответственно, при размещении отходов производства и потребления на которых и вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду: полигонах захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалках (санкционированных, несанкционированных).
Судами установлено, что материалы дела не содержат доказательств размещения обществом трансформаторного масла на указанных в нормативных актах объектах. Также не имеется оснований для отнесения указанного масла к категории некондиционной продукции, что исключает возможность отнесения такого масла к сверхлимитным объемам размещения отходов.
Образование в процессе производства общества использованного трансформаторного масла предусмотрено технологическим регламентами и нормативами. При этом, трансформаторное масло относится к энергетическим маслам, используемым в энергетическом оборудовании, назначение масла - обеспечивать надежную изоляцию оборудования, области применения - маслонаполненные трансформаторы, масляные выключатели, высоковольтные изоляторы (вводы), бумажно-масляные конденсаторы, высоковольтные силовые кабели.
В трансформаторах, выключателях и конденсаторах масло является средой, пропитывающей изоляцию и заполняющую пространство между отдельными конструктивными элементами (масляно-барьерная изоляция). Кроме этого в трансформаторах масло выполняет роль охладителя. В масляных выключателях масло является средой, в которой при разрыве цепи гасится электрическая дуга. Технологический процесс предусматривает использование как свежего трансформаторного масла, так и повторное его использование в целях доливки в энергооборудование.
Вопрос повторного использования трансформаторного масла регулируется Методическими указаниями по использованию трансформаторного масла (п. 4.1 РД 34.43.105-89), которыми допускается повторное использования масла, слитого из масляных выключателей при капитальном ремонте, после очистки его от механических примесей, угля и воды до норм по этим показателям на свежее сухое масло.
При этом, методические указания по использованию отработанных турбинных и трансформаторных масел на технологические нужды энергетических предприятий (РД 153-34.0-43.602-2001) устанавливают требования по повторному использованию отработанного трансформаторного масла по прямому назначению после его дополнительной обработки.
Согласно Методическим указаниям по эксплуатации трансформаторного масла (РД 34.45-51.300-97) допускается в масляных выключателях применять регенерированные или очищенные эксплуатационные масла.
Как следует из содержания п. 5.14.9 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (Приказ Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229) в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен постоянно храниться запас трансформаторного масла не менее 2% залитого в оборудование.
Для обеспечения вышеуказанных требований, в целях обслуживания маслонаполненного оборудования, технология производства общества предусматривает обязательное наличие в составе производства масляных хозяйств.
В силу п. 4.2.198 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), на ПС 500 кВ и выше независимо от мощности установленных трансформаторов предусматриваются масляные хозяйства, состоящие из склада масла и мастерской маслохозяйства с оборудованием для обработки и анализа масла. Склады масла таких маслохозяйств на ПС должны иметь три резервуара изоляционного масла. Емкость каждого резервуара должна быть не менее емкости одного наиболее крупного трансформатора с запасом 10%.
Судами установлено, что в обществе имеется 14 участков, включающие в себя 3 подстанции по 500 кВ и 10 подстанций по 220 кВ, а в целях контроля качества трансформаторного масла в структуре общества имеется аккредитованная химическая лаборатория по контролю качества трансформаторного масла. При этом, по ежегодному графику с маслонаполненного оборудования производится отбор проб масла, по результатам анализов которых проводится очистка масла, его осушка, регенерация и т.д. После восстановления, трансформаторное масло используется для доливки в то же энергооборудование общества.
На балансе общества в целях восстановления трансформаторного масла имеется дегазационная установка, предназначенная непосредственно для дегазации, осушки и фильтрации трансформаторных масел.
Судами также обоснованно учтено то, что образование у общества отработанного (использованного) масла в количестве 128,6 тонн нельзя отнести к объемам размещения, ввиду того, что согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Данный перечень не содержит такого вредного воздействия на окружающую среду как "образование некондиционной продукции", на которое ссылается заявитель.
Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у общества необходимости вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку объемы образования отработанного трансформаторного масла предусмотрены действующими нормативными документами и регламентами в энергетике, а повторно используемое в производстве трансформаторное масло не может быть отнесено к сверхлимитным объемам размещения отходов.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2011 по делу N А07-6378/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Данный перечень не содержит такого вредного воздействия на окружающую среду как "образование некондиционной продукции", на которое ссылается заявитель.
...
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
...
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2012 г. N Ф09-9465/11 по делу N А07-6378/2011