г. Челябинск |
|
"11" октября 2011 г. |
Дело N А07-6378/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Сусловой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2011
по делу N А07-6378/2011 (судья Гималетдинова А.Р.).
В заседании приняли участие представители:
управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - Гимельдинова Лиана Альмировна (доверенность от 11.04.2011 N 10), Валиуллин Айрат Рифович (доверенность от 11.02.2011 N 2), Шиц Владимир Васильевич (доверенность от 15.09.2011 N 17);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" - Ефимова Ирина Анатольевна (доверенность от 01.04.2011 N 119/11-28).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - заявитель, управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "БСК") 866694, 49 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду - за образование некондиционной продукции в 2008-2010 г.г.
Решением суда первой инстанции от 18.07.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Управление Росприроднадзора не согласилось с принятым судебным актом, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе просило решение суда отменить, принять новый судебный акт о взыскании с ООО "БСК" 866694 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление считает, что материалами дела подтверждено образование некондиционной продукции (масло трансформаторное отработанное) и отсутствие технических регламентов, регулирующих образование указанной некондиционной продукции. По мнению заявителя в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться п.5.9 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и, что любое образование некондиционной продукции, не предусмотренное технологическим регламентом, является сверхлимитным размещением отходов.
Заявитель полагает ошибочной ссылку суда первой инстанции на РД 34.43.105-89, РД 153-34.0-43.602-2001, РД 34.45-51.300-97, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации N 229 от 19.06.2003, поскольку, указанные документы регулируют образование масла трансформаторного не как продукции, а как отхода, образовавшегося в процессе основной деятельности (транспортировка и распределение электроэнергии).
ООО "БСК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонило ее доводы, просит оставить без изменения решение суда, считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "БСК", зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1050203780219 (л.д. 32).
Управлением Росприроднадзора проведена проверка соблюдения обществом требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Результаты проверки зафиксированы в акте N 5 от 31.01.2011, где указано, что в 2008-2010 годах в процессе эксплуатации трансформаторов на предприятии образовалось 128,60 тонн трансформаторного масла, не соответствующего требованиям государственного стандарта - масло трансформаторное отработанное. На 21.01.2011 в подземных резервуарах N1, N2 на подстанции Бекетово ООО "БСК" находится отработанное трансформаторное масло 1,833 тонны. Масло трансформаторное отработанное реализовывалось по договорам поставки от 02.06.2008 N1403, от 05.05.2009 N1647 обществом с ограниченной ответственностью "Эко - ресурсы", согласно справке было реализовано 128,60 тонны отработанного трансформаторного масла, 46,1 тонна в 2008 году, 82,5 тонны в 2009 году. Согласно п. 4.1 договоров поставки продукция реализована как масло отработанное трансформаторное.
Управление, посчитав, что у общества образовалась некондиционная продукция - масло трансформаторное отработанное, однако плата за негативное воздействие на окружающую среду за образование некондиционной продукции ответчиком в установленные законом сроки не вносилась, направило обществу требование N 01-02/0952 от 23.02.2011, в котором предлагалось в месячный срок со дня его получения уплатить сумму задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2008 по 22.02.2011 в размере 866 694,49 руб.
В связи с неисполнением данного требования заявитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 866 694,49 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ООО "БСК" обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, помимо прочих: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок) и Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды Российской Федерации от 26.01.1993 (далее - Указания), установлен порядок исчисления и взимания платы. Пункт 1.2. Порядка конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также определяют механизм расчета платежей на основе Порядка.
Согласно п. 1 Порядка и п. 1.4 Указаний плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" размещение отходов - хранение и захоронение отходов, хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
На основании пункта 4.4. Приложения 1 "Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды" к Указаниям установлен перечень объектов, относящихся к объектам размещения и; соответственно, при размещении отходов производства и потребления на которых и вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду: полигонах захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалках (санкционированных, несанкционированных).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в 2008-2010 годах в процессе эксплуатации трансформаторов на предприятии образовалось 128,60 тонн трансформаторного масла, которое по мнению управления не соответствует требованиям государственного стандарта - масло трансформаторное отработанное. При этом на 21.01.2011 в подземных резервуарах N 1, N 2 на подстанции Бекетово ООО "БСК" находится отработанное трансформаторное масло 1,833 тонны.
Также из материалов дела видно, что масло трансформаторное отработанное реализовывалось по договорам поставки от 02.06.2008 N 1403, от 05.05.2009 N 1647 обществом с ограниченной ответственностью "Эко - ресурсы", согласно справке было реализовано 128,60 тонны отработанного трансформаторного масла, 46,1 тонна в 2008 году, 82,5 тонны в 2009 году. Согласно п. 4.1 договоров поставки продукция реализована как масло отработанное трансформаторное.
Между тем, суд правомерно ссылаясь на положения п. 4. ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который возлагает обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, на заявителя, указал, что материалы дела не содержат доказательств размещения обществом трансформаторного масла на указанных в нормативных актах объектах. Также не имеется оснований для отнесения указанного масла к категории некондиционной продукции, что исключает возможность отнесения такого масла к сверхлимитным объемам размещения отходов.
Апелляционная инстанция исходит из правильности довода общества, который сводится к тому, что образование в процессе производства ООО "БСК" использованного трансформаторного масла предусмотрено технологическим регламентами и нормативами. При этом, трансформаторное масло относится к энергетическим маслам, используемым в энергетическом оборудовании, назначение масла - обеспечивать надежную изоляцию оборудования, области применения - маслонаполненные трансформаторы, масляные выключатели, высоковольтные изоляторы (вводы), бумажно-масляные конденсаторы, высоковольтные силовые кабели.
В трансформаторах, выключателях и конденсаторах масло является средой, пропитывающей изоляцию и заполняющую пространство между отдельными конструктивными элементами (масляно-барьерная изоляция). Кроме этого в трансформаторах масло выполняет роль охладителя. В масляных выключателях масло является средой, в которой при разрыве цепи гасится электрическая дуга. Технологический процесс предусматривает использование как свежего трансформаторного масла, так и повторное его использование в целях доливки в энергооборудование.
Судом первой инстанции учтено, что вопрос повторного использования трансформаторного масла регулируется Методическими указаниями по использованию трансформаторного масла (п. 4.1 РД 34.43.105-89), которыми допускается повторное использования масла, слитого из масляных выключателей при капитальном ремонте, после очистки его от механических примесей, угля и воды до норм по этим показателям на свежее сухое масло.
При этом, методические указания по использованию отработанных турбинных и трансформаторных масел на технологические нужды энергетических предприятий (РД 153-34.0-43.602-2001) устанавливают требования по повторному использованию отработанного трансформаторного масла по прямому назначению после его дополнительной обработки.
Согласно Методическим указаниям по эксплуатации трансформаторного масла (РД 34.45-51.300-97) допускается в масляных выключателях применять регенерированные или очищенные эксплуатационные масла.
Как следует из содержания п. 5.14.9 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен постоянно храниться запас трансформаторного масла не менее 2% залитого в оборудование.
Для обеспечения вышеуказанных требований, в целях обслуживания маслонаполненного оборудования, технология производства ООО "БСК" предусматривает обязательное наличие в составе производства ООО "БСК" масляных хозяйств.
В силу п. 4.2.198 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), на ПС 500 кВ и выше независимо от мощности установленных трансформаторов предусматриваются масляные хозяйства, состоящие из склада масла и мастерской маслохозяйства с оборудованием для обработки и анализа масла. Склады масла таких маслохозяйств на ПС должны иметь три резервуара изоляционного масла. Емкость каждого резервуара должна быть не менее емкости одного наиболее крупного трансформатора с запасом 10 %.
Апелляционная инстанция принимает во внимание, что в ООО "БСК" имеется 14 участков, включающие в себя 3 подстанции по 500 кВ и 10 подстанций 220 кВ, а в целях контроля качества трансформаторного масла в структуре ООО "БСК" имеется аккредитованная химическая лаборатория по контролю качества трансформаторного масла. При этом, по ежегодному графику с маслонаполненного оборудования производится отбор проб масла, по результатам анализов которых проводится очистка масла, его осушка, регенерация и т.д. После восстановления, трансформаторное масло используется для доливки в то же энергооборудование общества.
На балансе ООО "БСК" в целях восстановления трансформаторного масла имеется дегазационная установка, предназначенная непосредственно для дегазации, осушки и фильтрации трансформаторных масел.
Данные обстоятельства оценены судом как свидетельствующие об отсутствии у общества необходимости вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку объемы его образования предусмотрены действующими нормативными документами и регламентами в энергетике, а повторно используемое в производстве трансформаторное масло не может быть отнесено к сверхлимитным объемам размещения отходов.
Доводы общества о том, что часть невостребованного в производстве трансформаторного масла, в количестве 128,60 тонн было реализовано в 2008, 2009 г.г. не как некондиционная продукция, а как продукция, не потерявшая потребительские свойства, управлением не опровергнуты. Поставка масла покупателю - ООО "Эко-ресурсы" производилась на основании договоров N 1403 от 02.06.2008 и 1647 от 05.05.2009 в соответствии с письмом ООО "Эко-ресурсы" N N376 от 21.05.2008 путем слива трансформаторного масла непосредственно из энергооборудования ООО "БСК" в маслоприемные контейнеры покупателя.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что образование у ООО "БСК" отработанного (использованного) масла в количестве 128,6 тонн нельзя отнести к объемам размещения, ввиду того, что согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Как правильно отметил суд первой инстанции данный перечень не содержит такого вредного воздействия на окружающую среду как "образование некондиционной продукции", на которое ссылается заявитель.
Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 -ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Довод суда первой инстанции о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, согласуется в позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не доказан факт размещения ООО "БСК" отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, следовательно, не доказано наличие у ООО "БСК" обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд первой инстанции вынес правомерное решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2011 по делу N А07-6378/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6378/2011
Истец: Управлеине Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ
Ответчик: ООО "Башкирская сетевая компания"