Екатеринбург |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А60-10944/2011 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Смирнова А.Ю., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2011 по делу N А60-10944/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2012 произведена замена в составе судей, назначенных для рассмотрения дела (Семенова З.Г., Смирнов А.Ю., Купреенков В.А.). Судья Купреенков В.А. ввиду нахождения в отпуске заменен на основании ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на судью Мындря Д.И.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 31 381 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Лесная, д. 4, и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский" (далее - предприятие "Совхоз "Знаменский").
Решением суда от 29.06.2011 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 31 381 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Десная, д. 4., признано незаконным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 16, 17, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав N 122-ФЗ), п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, из представленных на регистрацию документов невозможно было установить, что земельный участок площадью 31 381 кв. м с кадастровым номером 66:63:1401001:0060 образован из земельного участка площадью 2,4 га, предоставленного предприятию "Совхоз "Знаменский" в соответствии со свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования от 03.03.1993 N 4. Заявитель жалобы считает, что в государственной регистрации права собственности Российской Федерации отказано правомерно, поскольку доказательства, подтверждающие, что "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, Управлению Росреестра на государственную регистрацию не представлялись, а из представленных документов на стадии правовой экспертизы следовал вывод о том, что спорный земельный участок относится к собственности Свердловской области.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росимущества, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.12.2010 Управление Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:63:1401001:060 площадью 31 381 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Лесная, д. 4.
Управлением Росреестра 30.12.2010 в адрес Управления ФАУГИ направлено уведомление N 14/047/2010-344 о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, поскольку заявителем не представлен акт государственного органа, изданный в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 31 381 кв. м; из свидетельства от 03.03.1993 N 4 следует, что Совхозу "Знаменский" (без указания его организационно-правовой формы) на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 2,4 га. Из постановления главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ "Об уточнении границ площади земельных участков государственному унитарному предприятию Свердловской области "Совхоз "Знаменский" (далее - постановление от 17.07.2007 N 1000-ПГ) усматривается, что на основании заявления директора государственного унитарного предприятия Свердловской области "Совхоз "Знаменский" были уточнены границы и площади земельных участков на основании материалов межевания. То есть в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" эти земли относятся к собственности субъекта Российской Федерации, поскольку из представленных на государственную регистрацию документов следует, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является государственным предприятием Свердловской области. И поскольку в силу прямого указания Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок относится к государственной собственности (после разграничения права собственности на земельный участок), орган местного самоуправления утратил полномочия по управлению и распоряжению земельным участком.
Управлением Росреестра для устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, было предложено в срок до 28.01.2011 представить акт государственного органа, изданный в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, подтверждающий предоставление Совхозу "Знаменский" земельного участка площадью 31 381 кв. м.
В связи с непредставлением на государственную регистрацию запрошенных документов Управлением Росреестра в сообщении от 28.01.2011 N 14/047/2010-344 на основании абз. 10 (не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя) п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ отказано Управлению Росимущества в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Управление Росимущества, полагая, что отказ в государственной регистрации права является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 17, п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации, пришли к выводу о том, что Управлением Росимущества на государственную регистрацию представлены все необходимые документы и у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий.
Суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать на основании следующего.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен гл. 3 Закона о государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.
Согласно п. 2 ст. 19 названного Закона в указанных в п. 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.
На основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как установлено судами, предприятию "Совхоз "Знаменский" на праве постоянного (бессрочного) пользования постановлением главы администрации с. Знаменское от 25.02.1993 N 4а предоставлен земельный участок площадью 2,4 га для производственного помещения - автогаража (свидетельство о праве на землю от 03.03.1993 N 4).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 08.11.2007 N 63-2/07-2735 (кадастровый номер 66:63:1401001:0060) следует, что Совхозу "Знаменский" на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок площадью 31 381 кв. м под центральные ремонтные мастерские с автогаражом, площадь земельного участка соответствует материалам межевания, уточняемая площадь 24 000 кв. м.
Таким образом, из представленных документов не следует, что речь идет об одном и том же земельном участке.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Управлением Росимущества к заявлению о государственной регистрации были приложены: доверенность, кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра от 08.11.2007 N 63-2/07-2735), свидетельство от 03.03.1993 N 4 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное предприятию "Совхоз "Знаменский", постановление главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ (расписка Управления Росреестра в получении документов на государственную регистрацию от 07.12.2010 N 6614-15750-3).
Таким образом, поскольку на государственную регистрацию представлены документы, из которых следует, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является государственным унитарным предприятием Свердловской области, земельный участок, указанный в свидетельстве о праве постоянного (бессрочного) пользования и в заявлении о проведении государственной регистрации прав на него, не подтверждают, что это один и тот же земельный участок, отсутствует акт о предоставлении Совхозу "Знаменский" земельного участка площадью 31 381 кв. м, а требование Управления Росреестра о необходимости представления соответствующих документов не исполнено, Управление Росреестра обоснованно отказало в проведении регистрационных действий.
Ссылки судов на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 по делу N А60-621/2008, которым установлено, что предприятие "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, а учредителем - Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (федеральный орган), являются необоснованными, поскольку на государственную регистрацию данный судебный акт представлен не был.
На момент отказа в государственной регистрации права Управлению Росреестра о нем известно не было, что было установлено в судебном заседании при рассмотрении настоящего спора.
Также является не основанным на нормах права установление в рамках настоящего спора факта идентификации земельного участка, который был предоставлен совхозу "Знаменский" в 1993 году и земельного участка, за регистрацией прав на который обратился заявитель, при отсутствии таких документов у регистрирующего органа, поскольку требования Управлением ФАУГИ заявлены в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2011 по делу N А60-10944/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 19 названного Закона в указанных в п. 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.
На основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
...
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 января 2012 г. N Ф09-8912/11 по делу N А60-10944/2011