г. Пермь |
|
30 сентября 2011 г. |
Дело N А60-10944/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Голубцовой Ю.А., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Территориального управления Росимущества в Свердловской области: не явились;
от заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Знаменский": не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июня 2011 года
по делу N А60-10944/2011,
принятое судьей Хачевым И.В.
по заявлению Территориального управления Росимущества в Свердловской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
заинтересованное лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Знаменский" (ОГРН 1036602080943, ИНН 6633002831),
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 31 381 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Лесная, N 4. Заявитель также просил обязать Управление осуществить регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Совхоз "Знаменский".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2011 заявленные требования удовлетворены. Арбитражный суд признал незаконным отказ Управления в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 31 381 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Лесная, N 4.
Управление с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что заявитель не представил в полном объеме правоустанавливающие документы, необходимые для регистрации права, в частности, решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 по делу N А60-621/2008 (которым установлено, что Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием), а также документы, свидетельствующие о том, что на спорном земельном участке расположены какие-либо объекты недвижимого имущества. Заявителем жалобы оспаривается вывод суда первой инстанции о наличии у органа местного самоуправления полномочий по уточнению границ земельного участка. Заявитель жалобы отмечает, что из представленных на государственную регистрацию документов следовало, что Совхоз "Знаменский" является государственным унитарным предприятием Свердловской области, а спорный земельный участок относился к собственности Свердловской области. Кроме того, заинтересованное лицо ссылается на расхождение площади земельного участка, указанной в свидетельстве о праве постоянного (бессрочного) пользования, и содержащейся в кадастровом паспорте.
ТУ ФАУГИ направило в арбитражный суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Данное лицо отмечает, что ФГУП "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием. Заявитель ссылается также на то, что 17.07.2007 было издано постановление главы городского округа Сухой Лог N 1000-ПГ в ходе проведения кадастровых работ в отношении ранее предоставленных ФГУП "Совхоз "Знаменский" земельных участков; данным постановлением не осуществлялось управление и распоряжение земельными участками. Кроме того, ТУ ФАУГИ указывает, что спорный земельный участок был предоставлен под производственный объект. Таким образом, заявитель жалобы приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подлежит государственной регистрации в порядке разграничения государственной собственности на землю (без вынесения отдельного распорядительного акта).
От ТУ ФАУГИ поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя данной стороны. Ходатайство заинтересованного лица рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации с. Знаменское от 25.02.93 N 4-а совхозу "Знаменский" в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 4,2 га для производственного помещения, что подтверждается свидетельством о праве бессрочного постоянного пользования земельным участком от 03.03.93 N 4.
Согласно постановлению главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ "Об уточнении границ и площади земельных участков ГУП Свердловской области "Совхоз "Знаменский" границы земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Лесная, N 4, площадью 24 000 кв.м (категория земель - земли населенных пунктов) были уточнены; по результатам межевания границ уточненная площадь земельного участка составила 31 381 кв.м.
13.12.2010 ТУ ФАУГИ обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. С заявлением в регистрирующий орган были представлены следующие документы: доверенность от 28.10.2010, кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 08.11.2007, свидетельство о праве бессрочного постоянного пользования земельным участком от 03.03.93, постановление главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ.
30.12.2010 Управление направило в адрес заявителя уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. При этом регистрирующий орган предложил заявителю представить акт государственного органа, подтверждающий предоставление земельного участка.
28.01.2011 Управление направило в адрес заявителя сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок ввиду непредставления испрашиваемого документа (акта государственного органа, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающий предоставление земельного участка площадью 31 381 кв.м).
Полагая, что отказ в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является незаконным, ТУ ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Управления в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок следует признать незаконным, поскольку право собственности Российской Федерации на земельный участок подлежит государственной регистрации в порядке разграничения государственной собственности на землю без вынесения отдельного распорядительного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены в статье 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, перечень которых является закрытым. При этом согласно указанным положениям не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьей 18 названного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу положений абзацев 6, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
Статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления соответствующего исполнительного органа государственной власти и документов, подтверждающих предоставление земельного участка. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, утвердившим перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, к числу правоустанавливающих документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, отнесены: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками.
Таким образом, право собственности на земельный участок может быть зарегистрировано за Российской Федерацией, если земельный участок ранее был предоставлен: органу государственной власти Российской Федерации либо казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию или некоммерческой организации, которые созданы органом государственной власти Российской Федерации.
Поскольку ФГУП "Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным предприятием (решение арбитражного суда по делу N А60-621/2008-С6), постольку право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, подлежит регистрации в соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в его силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для государственной регистрации права федеральной собственности заявителем было представлено свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное Совхозу "Знаменский" 03.03.93 N 4, что соответствует положениям пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ.
Таким образом, представленные ТУ ФАУГИ на государственную регистрацию документы являлись достаточными для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Довод Управления о том, что в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации было представлено постановление главы городского округа Сухой Лог от 17.07.2007 N 1000-ПГ, является необоснованным. Из указанного постановления следует, что оно принято органом местного самоуправления с целью уточнения границ и площади земельных участков, предоставленных ФГУП "Совхоз Знаменский", что соответствует положениям пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 13 постановления органом местного самоуправления по фактическому использованию уточнены границы и площадь земельного участка, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Совхозу "Знаменский" на основании свидетельства от 03.03.93 N 4, расположенного по адресу: Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Ленина, N 4, общей площадью 24 000 кв.м, с разрешенным использованием - под центральные ремонтные мастерские с автогаражом.
Уточнение границ земельного участка произведено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Из кадастрового плана земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 08.11.2007 N 63-2/07-2735 следует, что поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, площадью 31 381 кв.м, с разрешенным использованием - под центральные ремонтные мастерские с автогаражом), местоположение - Свердловская область, Сухоложский район, с. Знаменское, ул. Лесная, N 4, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Совхозу "Знаменский".
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из представленных в материалы дела невозможно сделать вывод о том, что земельный участок площадью 31 381 кв.м образован из земельного участка площадью 2,4 га, не могут быть приняты во внимание.
Поскольку спорный земельный участок идентифицирован в установленном законом порядке, вывод суда первой инстанции о необоснованности отказа Управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок является верным.
Ссылки Управления на то, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие, что Совхоз "Знаменский" является федеральным государственным унитарным предприятием, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием отказа в государственной регистрации.
Доводы Управления о том, что спорный земельный участок относится к собственности Свердловской области, противоречат положениям статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, согласно которым земельные участки, предоставленные государственным унитарным предприятиям, относятся к федеральной собственности.
Правовых оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции не имеется.
Суд первой инстанции, исходя из характера требований истца и возражений ответчика против заявленного иска, верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дал им надлежащую правовую оценку (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2011 года по делу N А60-10944/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-10944/2011
Истец: Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, ТУ Росимущества в Свердловской области
Ответчик: Сухоложский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: ФГУП "Совхоз "Знаменский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области