Екатеринбург |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А50-11246/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Меньшиковой Н.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" (ОГРН 1022800000112, ИНН 2801015394; далее - общество, банк) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу N А50-11246/11 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Пермскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 07.04.2011 N 279.
Решением суда от 30.08.2011 (судья Вшивкова О.В.) требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 (судьи Полевщикова СП., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно: п. 5 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", п. 3 ст. 5 Кодекса.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов общества, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес банка направлено решение от 05.08.2010 N 5206 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - клиента банка (ИП Пискарева Н.М.).
Решение получено банком 09.08.2010, что подтверждается уведомлением о вручении.
Сообщение об остатках денежных средств на счетах ИП Пискарева Н.М. было направлено банком в налоговый орган 12.08.2010, что подтверждается копией почтового конверта, датой и временем изготовления справки об остатках денежных средств на счете налогоплательщика от 12.08.2010, время 17-22, и не оспаривается банком.
Налоговым органом 11.03.2011 в отношении банка составлен акт N 279, в котором отражен факт нарушения банком положений п. 5 ст. 76 Кодекса - нарушение срока сообщения в налоговый орган информации об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены.
Решением от 07.04.2011 N 279 банк привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 135.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным решением, банк обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения налоговым органом оспариваемого решения п. 5 ст. 76 Кодекса действовал в редакции Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ, согласно которой срок сообщения банком в налоговый орган об остатках на счетах налогоплательщика увеличен до трех дней. Установив, что трехдневный срок банком не нарушен, суд пришел к выводу о том, что на основании п. 3 ст. 5 Кодекса банк не может быть привлечен к налоговой ответственности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Кодекса (в редакции, Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Сведения, предусмотренные п. 5 ст. 76 Кодекса, представляются в виде справки, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30.03.2007 N ММ-3-06/178. Данный Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 23.04.2007 за N 9318.
Согласно ст. 135.1 Кодекса (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 Кодекса и(или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
Федеральным законом от 03.11.2010 N 287-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 76 Кодекса, в соответствии с которыми банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. 08.12.2010 (опубликован в "Собрании законодательства РФ" 08.11.2010).
Таким образом, его положения применяются в отношении правонарушений, совершенных кредитными учреждениями после 08.12.2010.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обязанность, предусмотренная п. 5 ст. 76 Кодекса в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, исполнена банком с нарушением установленного срока: решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика от 05.08.2010 N 5206 получено банком 09.08.2010, сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика направлено налоговому органу 12.08.2010.
Таким образом, установив, что правонарушение совершено банком до вступления в силу Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения инспекцией банка к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 135.1 Кодекса в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений.
Довод общества о том, что Федеральным законом от 03.11.2010 N 287-ФЗ улучшены положения банков в связи с увеличением срока представления сведений о состоянии счета налогоплательщика в налоговый орган, следовательно, Закон имеет обратную силу, и банк подлежит освобождению от ответственности, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен, выводы суда первой инстанции в этой части признаны необоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
В силу п. 4 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ первое предложение п. 5 ст. 76 изложено в следующей редакции: "Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке".
Указанный Закон не влечет обратной силы, поскольку увеличение срока сообщения налоговому органу сведений об остатках денежных средств на счете налогоплательщика, является улучшением положения банков, следовательно, положения об обратной силе закона в данном случае неприменимы, так как п. 3 ст. 5 Кодекса не относится к случаям, перечисленным в этой норме, а п. 4 ст. 5 Кодекса - в связи с отсутствием в Федеральном законе указания на придание обратной силы закону.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу N А50-11246/11 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.11.2010 N 287-ФЗ первое предложение п. 5 ст. 76 изложено в следующей редакции: "Банк обязан сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке".
Указанный Закон не влечет обратной силы, поскольку увеличение срока сообщения налоговому органу сведений об остатках денежных средств на счете налогоплательщика, является улучшением положения банков, следовательно, положения об обратной силе закона в данном случае неприменимы, так как п. 3 ст. 5 Кодекса не относится к случаям, перечисленным в этой норме, а п. 4 ст. 5 Кодекса - в связи с отсутствием в Федеральном законе указания на придание обратной силы закону."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2012 г. N Ф09-9436/11 по делу N А50-11246/2011