Екатеринбург |
|
02 февраля 2012 г. |
Дело N А71-4325/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2012 г. N Ф09-8576/11 по делу N А71-1484/2011
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2011 г. N 17АП-7769/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2011 г. N 17АП-7769/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2011 г. N 17АП-3097/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2010 г. N Ф09-10724/10-С5 по делу N А71-3749/2010-Г3
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Гайдука А.А., Черкасской Г. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные тепловые сети" г. Воткинска (далее - предприятие "Коммунальные тепловые сети", ОГРН: 1021801065131, ИНН: 1828007350) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А71-4325/11 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предприятия "Коммунальные тепловые сети" Первушин А.Н. (доверенность от 01.04.2011 N 01-04/11).
Предприятие "Коммунальные тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ассоциация Товариществ Собственников Жилья (г. Воткинск)" (далее - общество "Ассоциация ТСЖ (г. Воткинск)", ОГРН: 1071828000540, ИНН: 1828016080) о взыскании 5 657 438 руб. 16 коп., задолженности за поставленную в период с февраля по март 2011 г. тепловую энергию на основании договора от 15.12.2009 N 997-09 и 24 383 руб. 94 коп. пени за период с 26.03.2011 по 26.04.2011 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате долга.
Решением суда от 06.07.2011 (судья Погадаева Н.Н.) исковые требования удовлетворены: с общества "Ассоциация ТСЖ" в пользу предприятия "Коммунальные тепловые сети" взыскано 5 657 438 руб. 16 коп. долга, 24 383 руб. 94 коп. пени.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 (судьи Дружинина Л.В., Лихачева А.Н., Масальская Н.Г.) решение суда изменено, исковые требования удовлетворены частично: с общества "Ассоциация ТСЖ" в пользу предприятия "Коммунальные тепловые сети" взыскано 4 794 439 руб. 25 коп. основного долга, 20 018 руб. 16 коп. пени. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие "Коммунальные тепловые сети" просит решение суда первой инстанции оставить в силе, постановление арбитражного апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение норм ст. 143, 149, 168 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, увеличение тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы".
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между предприятием "Коммунальные тепловые сети" (энергоснабжающая организация) и обществом "Ассоциация ТСЖ (г. Воткинск)" (абонент) заключен договор на пользование тепловой энергией в горячей воде от 15.12.2009 N 997-09 в редакции вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2010 по делу N А71-3749/2010, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть для отопления и горячего водоснабжения, а абонент обязался принимать и оплачивать энергоресурсы.
Во исполнение условий данного договора истец в феврале, марте 2011 отпустил на объекты (жилые дома) ответчика, находящиеся в его управлении, тепловую энергию, на оплату которой выставил обществу "Ассоциация ТСЖ (г. Воткинск)" счета-фактуры от 28.02.2011 N А-1168, от 31.03.2011 N А-1750.
Согласно расчету, представленному истцом, задолженность ответчика составила 5 457 438 руб. 16 коп.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленных ресурсов послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании 5 657 438 руб. 16 коп. долга и 24 383 руб. 94 коп. пени, начисленных в соответствии с п. 4.6 договора от 15.12.2009 N 997-09 за период с 26.03.2011 г. по 26.04.2011 г.
Удовлетворяя исковые требования в части основного долга в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта поставки энергоресурсов на сумму 5 657 438 руб. 16 коп., отсутствия доказательств ее оплаты, обоснованности расчета. В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты поставленных энергоресурсов суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований о взыскании пени по п. 4.6 договора от 15.12.2009 N 997-09 в сумме 24 383 руб. 94 коп.
Изменяя решение суда первой инстанции, арбитражный апелляционный суд с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.02.2011 по делу N 12552/10, указал на то, что расчет предприятия "Коммунальные тепловые сети" суммы задолженности общества "Ассоциация ТСЖ (г. Воткинск)" за отопление и ГВС с учетом тарифов, установленных для ресурсоснабжающей организации, увеличенных на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Принимая расчет суммы долга, составленный ответчиком в дополнении к апелляционной жалобе, произведенный путем умножения количества тепловой энергии на тариф без учета НДС 18%, суд взыскал задолженность в сумме 4 794 439 руб. 25 коп. (без НДС), в том числе за тепловую энергию на отопление - 2 855 670 руб. 19 коп. (без НДС), за тепловую энергию на горячее водоснабжение - 1 938 769 руб. 06 коп. (без НДС).
Кроме того, признав обоснованным требование истца о взыскании пени, суд, уменьшив сумму основного долга (без НДС), удовлетворил требования в части в сумме 20 018 руб. 16 коп.
Между тем с выводами суда апелляционной инстанции относительно исключения из расчета стоимости реализованного энергоресурса НДС нельзя согласиться, исходя из следующего.
Предприятие "Коммунальные тепловые сети" на основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В силу п.1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Из разъяснений, данных в п. 2, 3 постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 21.10.2010 N 13/15 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую предприятием "Коммунальные тепловые сети", в размере 966,50 руб./Гкал. на 2011 год, постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.11.2010 N 15/19 утвержден тариф на горячую воду на 2011 год, отпускаемую предприятием "Коммунальные тепловые сети", в размере 61,77 руб./куб.м. Из текстов постановлений следует, что тарифы установлены без учета НДС.
Таким образом, поскольку указанными постановлениями Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики тарифы на тепловую энергию и горячую воду утверждены без учета НДС, увеличение предприятием "Коммунальные тепловые сети" тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурсов соответствует требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции, касающиеся неправомерности увеличения истцом тарифа на сумму НДС по налоговой ставке, являются ошибочными. Постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
В силу п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С общества "Ассоциация ТСЖ (г. Воткинск)" в пользу предприятия "Коммунальные тепловые сети" подлежит взысканию 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст. 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А71-4325/11 Арбитражного суда Удмуртской Республики отменить.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.07.2011 оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация товариществ собственников жилья (г. Воткинск)" в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные тепловые сети" г. Воткинска 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, данных в п. 2, 3 постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
...
Из материалов дела следует, что постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 21.10.2010 N 13/15 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую предприятием "Коммунальные тепловые сети", в размере 966,50 руб./Гкал. на 2011 год, постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.11.2010 N 15/19 утвержден тариф на горячую воду на 2011 год, отпускаемую предприятием "Коммунальные тепловые сети", в размере 61,77 руб./куб.м. Из текстов постановлений следует, что тарифы установлены без учета НДС.
Таким образом, поскольку указанными постановлениями Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики тарифы на тепловую энергию и горячую воду утверждены без учета НДС, увеличение предприятием "Коммунальные тепловые сети" тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурсов соответствует требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного выводы, содержащиеся в постановлении суда апелляционной инстанции, касающиеся неправомерности увеличения истцом тарифа на сумму НДС по налоговой ставке, являются ошибочными. Постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делу N А71-4325/11 Арбитражного суда Удмуртской Республики отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2012 г. N Ф09-9012/11 по делу N А71-4325/2011