Екатеринбург |
|
07 февраля 2012 г. |
Дело N А50-5316/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Сирота Е.Г., Пановой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" (ИНН: 5930002776, ОГРН: 1025902116679; далее - общество "Пермгазэнергосервис", истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.07.2011 по делу N А50-5316/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Пермгазэнергосервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кунгур-Центр" (ИНН: 5917593400, ОГРН: 1065917007936; далее - Управляющая компания, ответчик) о взыскании задолженности за тепловую энергию за декабрь 2010 года по договорам от 02.02.2009 N 842, 843, 844 в сумме 101 893 руб. 90 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 22.07.2011 (судья Кремер Ю.О.) исковые требования удовлетворены частично, с Управляющей компании в пользу общества "Пермгазэнергосервис" взыскано 86 350 руб. 77 коп. долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011 (судьи Лихачева А.Н., Дружинина Л.В., Масальская Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермгазэнергосервис" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворить. Заявитель ссылается на нарушение норм ст. 40, 146, 149, 154, 168 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что увеличение тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы".
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Пермгазэнергосервис" (энергоснабжающая организация) и Управляющей компанией (абонент) заключены договоры на оказание услуг по теплоснабжению от 02.02.2009 N 842, 843, 844 по условиям которых энергоснабжающая организация обязуется поставлять абоненту тепловую энергию, а абонент - принимать и оплачивать тепловую энергию, поставляемую в жилые дома, расположенные по адресам: г. Кунгур, ул. Бачурина, 5, 7, 9, в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данными договорами, приложением N 4 (п. 1.1).
В декабре 2010 года общество "Пермгазэнергосервис" поставляло на объекты, находящиеся в управлении ответчика по адресам: г. Кунгур, ул. Бачурина, 5, 7, 9, тепловую энергию.
По расчету истца стоимость отпущенной в декабре 2010 года тепловой энергии составила 101 893 руб. 90 коп. (с НДС).
Ненадлежащее исполнение Управляющей компании обязательств по оплате поставленной тепловой энергии послужило основанием для обращения общества "Пермгазэнергосервис" в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из обоснованности определения стоимости тепловой энергии с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации за вычетом суммы НДС.
Арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Произведенный обществом "Пермгазэнергосервис" расчет размера исковых требований в части увеличения тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, на сумму НДС судами признан несоответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Между тем с выводами судов относительно исключения из расчета стоимости реализованного энергоресурса НДС нельзя согласиться исходя из следующего.
На основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество "Пермгазэнергосервис" является плательщиком НДС.
В соответствии с п. 1, 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Из разъяснений, данных в п. 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 03.12.2009 г. N 250-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества "Пермгазэнергосервис" тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом "Пермгазэнергосервис" потребителям г. Кунгура, установлен без НДС - 915,07 руб./Гкал.
Таким образом, поскольку в постановлении Региональной энергетической комиссии Пермского края от 03.12.2009 N 250-т с 01.01.2010 тарифы утверждены без учета НДС, увеличение обществом "Пермгазэнергосервис" тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства.
С учетом того, что истцом доказан и ответчиком не оспаривается факт поставки на объекты, находящиеся в управлении ответчика, энергоресурса на сумму 101 893 руб. 90 коп., которая ответчиком не уплачена, требования общества "Пермгазэнергосервис" подлежат удовлетворению в сумме 101 893 руб. 90 коп.
На основании п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные истцом в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях, подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.07.2011 по делу N А50-5316/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011 по тому же делу изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Кунгур - Центр" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" 101 893 руб. 90 коп. долга, 4056 руб. 82 коп. в возмещение расходов, понесенных истцом при уплате государственной пошлины по иску, 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В части возврата из федерального бюджета государственной пошлины в размере 3128 руб. 84 коп., излишне уплаченной при подаче искового заявления, судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Кунгур-Центр" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пермгазэнергосервис" 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Г.Н.Черкасская |
Судьи |
Е.Г.Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из разъяснений, данных в п. 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", следует, что поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости - назначена экспертиза (ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
...
Из материалов дела следует, что постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 03.12.2009 г. N 250-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества "Пермгазэнергосервис" тариф на тепловую энергию, отпускаемую обществом "Пермгазэнергосервис" потребителям г. Кунгура, установлен без НДС - 915,07 руб./Гкал.
Таким образом, поскольку в постановлении Региональной энергетической комиссии Пермского края от 03.12.2009 N 250-т с 01.01.2010 тарифы утверждены без учета НДС, увеличение обществом "Пермгазэнергосервис" тарифа на сумму НДС при реализации энергоресурса соответствует требованиям действующего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2012 г. N Ф09-9658/11 по делу N А50-5316/2011