Екатеринбург |
|
14 февраля 2012 г. |
Дело N А76-8995/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2011 по делу N А76-8995/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Закрытое акционерное общество "ВостокСнаб" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 03.05.2011 N 62-11-191/ПН о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Оспариваемое постановление принято отделением по результатам проведённой проверки соблюдения обществом законодательства в области рынка ценных бумаг, которой установлен факт неисполнения обществом предписания административного органа от 28.12.2010 N 62-10-СК-06/15383.
Решением суда от 22.08.2011 (судья Васильева Т.Н.) заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, но при этом указал на возможность признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, полагая, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о малозначительности совершённого обществом правонарушения являются несостоятельными.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" (далее - Положение) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно п. 5.3.7 Положения федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ), п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г.. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлено, что отделением проведена проверка соблюдения обществом законодательства в области рынка ценных бумаг, которой выявлен следующий факт: в нарушение требований п. 3 ст. 66 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ) в представленной действующей редакции Устава общества, зарегистрированной в соответствующем территориальном органе Федеральной налоговой службы 31.07.2009, в п. 15.4 указано - "Члены советов директоров общества избираются общим собранием акционеров в количестве 3 членов на срок до следующего годового общего собрания акционеров".
В связи с указанным административным органом обществу выдано предписание от 28.12.2010 N 62-10-СК-06/15383 об устранении нарушений законодательства в области рынка ценных бумаг путем приведения Устава общества в соответствие с п. 3 ст. 66 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ и представления в регистрирующий орган надлежаще заверенной копии Устава (листа изменений к Уставу) и копии соответствующего свидетельства о внесении изменений в учредительные документы в течение 60 календарных дней с момента получения предписания.
Указанное предписание получено обществом 12.01.2011, подтверждением
чему является копия уведомления о почтовом отправлении.
В установленный срок требования, указанные в предписании отделения, обществом не исполнены.
Неисполнение обществом предписания отделения от 28.12.2010 N 62-10-СК-06/15383 послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 13.04.2011 N 62-11-226/пр-ап.
На основании протокола об административном правонарушении от 13.04.2011 N 62-11-226/пр-ап административным органом вынесено оспариваемое постановление от 03.05.2011 N 62-11-191/ПН о привлечении общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса за невыполнение в установленный срок законного предписания отделения с наложением административного штрафа в сумме 500 000 руб.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Вместе с тем, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд первой инстанции принял во внимание, что действия общества не повлекли каких-либо общественно-опасных последствий и угрозы охраняемым интересам, не причинили экономического ущерба интересам государства, в действиях общества отсутствует умысел на причинение государству какого-либо ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и учёл факт совершения правонарушения обществом впервые, вследствие чего счёл возможным освободить общество от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции, отметив при этом, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
При таких обстоятельствах следует признать, что заявленные требования общества удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод административного органа о неправильном применении судами ст. 2.9 Кодекса ввиду формальности состава вменяемого административного правонарушения судом кассационной инстанции не принимается, поскольку не соответствует официальному толкованию ст. 2.9 Кодекса, содержащемуся в п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Иные доводы отделения судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.08.2011 по делу N А76-8995/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции пришёл к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Вместе с тем, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд первой инстанции принял во внимание, что действия общества не повлекли каких-либо общественно-опасных последствий и угрозы охраняемым интересам, не причинили экономического ущерба интересам государства, в действиях общества отсутствует умысел на причинение государству какого-либо ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и учёл факт совершения правонарушения обществом впервые, вследствие чего счёл возможным освободить общество от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
...
Довод административного органа о неправильном применении судами ст. 2.9 Кодекса ввиду формальности состава вменяемого административного правонарушения судом кассационной инстанции не принимается, поскольку не соответствует официальному толкованию ст. 2.9 Кодекса, содержащемуся в п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2012 г. N Ф09-162/12 по делу N А76-8995/2011