Екатеринбург |
|
17 февраля 2012 г. |
Дело N А76-8323/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2011 по делу N А76-8323/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области (далее - инспекция), привлечённая к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представила в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя инспекции. Ходатайство судом удовлетворено.
Открытое акционерное общество "Златоустовский металлургический завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением:
о признании незаконными действий учреждения, выразившихся в отказе в осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 г.: на страховую часть пенсии - в сумме 315 252 руб. 65 коп., на накопительную часть пенсии - в сумме 2 076 руб., излишне уплаченных в доход бюджета по коду бюджетной классификации 182.
об обязании учреждения принять решение о возврате излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 316 329 руб.
Решением суда от 31.08.2011 (судья Кунышева Н.А.) заявленные требования удовлетворены. Действия учреждения, выразившиеся в отказе осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 316 329 руб., признаны незаконными. На учреждение возложена обязанность по принятию решения о возврате обществу излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на страховую часть пенсии, в сумме 315 252 руб. 65 коп. и страховых взносов, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 2 076 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 (судьи Дмитриева Н.Н., Толкунов В.М., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Учреждение поясняет, что не является главным администратором доходов, поступающих в бюджет по коду бюджетной классификации 182, вследствие чего не имеет полномочий на совершение каких-либо действий в отношении спорных платежей.
Общество и инспекция представили отзывы на кассационную жалобу, в которых указывают на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 3 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
Часть 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривает, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Согласно ч. 15 ст. 26, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ поручение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит направлению органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата плательщику страховых взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 -ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Нормой ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба (первые три цифры кода бюджетной классификации - 182).
Письмом Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@ "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" до сведения территориальных органов Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации доведен совместно разработанный Порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба (далее - Порядок).
В указанном письме отмечено, что в 2010 г. Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды 2002 - 2009 г. по следующим кодам бюджетной классификации: 182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии"; 182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Порядком предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанций установлено, что общество 04.04.2011 обратилось в учреждение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 316 329 руб.
Решением от 04.04.2011 N 29 учреждение отказало в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов по причине отсутствия у общества переплаты по страховым взносам по состоянию на 31.12.2009.
Судом первой инстанции выявлено, что предъявленная к возврату сумма страховых взносов является излишне уплаченной за 2009 г. и внесена обществом в доход бюджета по коду бюджетной классификации 182.
При этом судом первой инстанции отмечено, что согласно акту сверки по начисленным и перечисленным взносам и пени за 2009 г., составленному представителями общества и учреждения, переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части составила 314 252 руб. 65 коп., по накопительной части - 2 076 руб.
Кроме того, в материалы дела инспекцией представлен акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 93, который принят судом первой инстанции в качестве доказательства, подтверждающего факт переплаты обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 316 434 руб. 07 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно установил факт наличия у общества предъявленной к возврату переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обоснованно возложил на учреждение обязанность по принятию решения о возврате обществу указанной переплаты, признав факт наличия у учреждения соответствующих полномочий.
Таким образом, заявленные требования общества удовлетворены судом правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Ссылка учреждения на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2010 N 02-04-09/5107 судом кассационной инстанции не принимается, поскольку обстоятельства, исследованные в названном письме, не тождественны обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении настоящего дела.
Иные доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.08.2011 по делу N А76-8323/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Златоусте Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 -ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Нормой ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба (первые три цифры кода бюджетной классификации - 182).
...
Порядком предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на коды бюджетной классификации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба России, осуществляется по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Налоговый орган решения о возврате указанных взносов не принимает, а лишь оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
...
Ссылка учреждения на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2010 N 02-04-09/5107 судом кассационной инстанции не принимается, поскольку обстоятельства, исследованные в названном письме, не тождественны обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении настоящего дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 февраля 2012 г. N Ф09-139/12 по делу N А76-8323/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5429/12
19.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5429/12
17.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-139/12
23.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10891/11
31.08.2011 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-8323/11