Екатеринбург |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А50-8538/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Столярова А. А., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2011 по делу N А50-8538/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в лице филиала "Пермэнерго" (далее - общество "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к управлению Росреестра о признании незаконным решения от 23.03.2011 N 18/033/2010-295 об отказе в государственной регистрации договора от 24.02.2010 N Аю-110/6 аренды земельного участка площадью 684, 5 кв. м с кадастровым номером 59:04:0000000:46, расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, кварталы 285, 286, 288 Средне-Усьвинского лесничества, кварталы N 209, 215, 216, 220, 110, 111, 112, 126 Вильвенского лесничества, об обязании зарегистрировать данный договор аренды.
Определением суда от 11.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице управления Росимущества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2011 (судья Гуляева Е.И.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение управления Росреестра от 23.03.2011 N 18/033/2010-295 об отказе в государственной регистрации договора от 24.02.2010 N Аю-110/6 аренды земельного участка площадью 684,5 кв. м с кадастровым номером 59:04:0000000:46. На управление Росреестра возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации договора от 24.02.2010 N Аю-110/6 аренды земельного участка площадью 684,5 кв. м с кадастровым номером 59:04:0000000:46.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 16, 29, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Заявитель полагает, что материалами дела подтвержден факт наличия спора о праве в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:04:0000000:46, который не может быть разрешен в рамках настоящего дела и без привлечения к участию в деле федерального бюджетного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю. Управление Росреестра указывает на отсутствие доказательств несоответствия объекта энергетики, расположенного на спорном земельном участке, критериям отнесения его к единой национальной (общероссийской) электрической сети (ст. 7 Федерального закона "Об электроэнергетике").
В кассационной жалобе управление Росимущества просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами имеющих значение для дела обстоятельств. Заявитель указывает на то, что спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:04:0000000:9, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в связи с чем на основании п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации также является федеральной собственностью. При этом о факте выделения из земельного участка с кадастровым номером 59:04:0000000:9 земельного участка с кадастровым номером 59:04:0000000:46 управление Росимущества узнало при рассмотрении настоящего дела. Управление Росимущества полагает, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению данным земельным участком. Заявитель считает, что к участию в деле следовало привлечь администрацию Гремячинского муниципального района.
В отзыве на кассационную жалобу управления Росимущества управление Росреестра поддерживает изложенные в ней доводы.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановления главы администрации Гремячинского муниципального района от 24.02.2010 N 73 "О предоставлении земельного участка в аренду" между муниципальным образованием "Гремячинский муниципальный район" (арендодатель) и обществом "МРСК Урала" (арендатор) заключен договор аренды N Аю-110/6 земельного участка площадью 684, 5 кв. м с кадастровым номером 59:04:0000000:46, расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, кварталы 285, 286, 288 Средне-Усьвинского лесничества, кварталы N 209, 215, 216, 220, 110, 111, 112, 126 Вильвенского лесничества, для целевого использования: под объекты энергоснабжения ВЛ 35 КВ "Угольная Гремячая-11", сроком на 49 лет (п. 1.1, 2.1 договора). Земельный участок принят арендатором по акту приема-передачи от 24.02.2010.
Общество "МРСК Урала" 10.12.2010 обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора от 24.02.2010 N Аю-110/6 аренды земельного участка с приложением пакета документов.
При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов у управления Росреестра возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации договора, в связи с чем государственная регистрация приостанавливалась сроком на три месяца для уточнения даты заключения договора, исправления протокола разногласий, представления документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, поскольку земля была представлена в аренду на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, выяснения правомерности заключения договора аренды муниципальным образованием "Гремячинский муниципальный район", так как правообладателем земельного участка значится Российская Федерация. До истечения срока приостановления государственной регистрации заявителем была представлена часть документов по первым двум пунктам.
В целях устранения сомнений при определении собственника земельного участка и установления полномочий муниципального образования на распоряжение данным земельным участком управление Росреестра 28.12.2010 направило запрос в управление Росимущества.
Управление Росимущества в письме от 28.02.2011 указало, что земельный участок с кадастровым номером 59:04:0000000:46 отнесен к федеральной собственности.
Управлением Росреестра 23.03.2011 отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 24.02.2010 N Аю-110/6 в связи с превышением главой Гремячинского муниципального района полномочий по распоряжению земельным участком и незаконностью правоустанавливающего документа - постановления главы от 24.02.2010 N 73. Регистрирующий орган пришел к выводу о том, что договор аренды заключен в нарушение действующего законодательства лицом, неуполномоченным распоряжаться данным объектом недвижимости.
Общество "МРСК Урала", полагая, что отказ управления Росреестра неправомерен, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что на государственную регистрацию обществом "МРСК Урала" представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям действующего законодательства: договор аренды, заключенный в предусмотренном нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации порядке, кадастровый паспорт земельного участка, выданный федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю, подтверждающий, что в государственный земельный кадастр на основании п. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:04:0000000:46, первоначальная дата внесения земельного участка в кадастр недвижимости - 21.01.2005.
Суды, приняв во внимание, что в соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 15.10.2010 N 5904/260/10-0418 кадастровый номер земельного участка 59:04:0000000:46 равнозначен кадастровому номеру 59:04:0000000:0046, предыдущий кадастровый номер земельного участка 59:04:0000000:15 равнозначен кадастровому номеру 59:04:0000000:0015, пришли к выводу о недоказанности довода управления Росимущества о том, что спорный земельный участок образован (выделен) путем разделения земельного участка с кадастровым номером 59:04:0000000:9 общей площадью 9 580 000 кв. м, являющегося в силу ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации федеральной собственностью.
Также судами отклонен как не подтвержденный материалами дела довод управления Росимущества о том, что на спорном земельном участке размещается объект (объекты) федеральной энергетической системы или иные объекты, отнесенные к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств судами сделан вывод о том, что оснований для отказа в государственной регистрации данного договора у управления Росреестра не имелось.
Суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, в удовлетворении заявления общества "МРСК Урала" следует отказать на основании следующего.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13, абз. 11 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов и проверку законности сделки, проверяет юридическую силу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абз. 4, 6, 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Судами установлено, что на государственную регистрацию договора аренды обществом "МРСК Урала" представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 59:04:0000000:46, местоположение установлено относительно ориентира: г. Гремячинск, кварталы N 285, 286, 288 Средне-Усьвинского лесничества Чусовского лесхоза, кварталы N 209, 215, 216, 220, 110, 111, 112, 126 Вильвенского лесничества.
Как следует из данного кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 15.10.2010 N 5904/260/10-0418), указанный земельный участок является государственной собственностью Российской Федерации, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, иного специального значения", вид разрешенного использования "под объекты энергоснабжения. ВЛ-35 кВ "Угольная-Гремячая-II".
Из имеющегося в материалах дела письма от 28.02.2011 управления Росимущества, данного в ответ на запрос управления Росреестра, видно, что земельный участок с кадастровым номером 59:04:0000000:46 отнесен к федеральной собственности.
Кроме того, в письме от 21.03.2011 N 01-16-794/03 управление Росимущества сообщило, что Чусовские электрические сети входят в состав Единой энергетической системы Российской Федерации независимо от того, включены ли они в соответствующий реестр, в связи с чем на основании ст. 71 Конституции Российской Федерации, ч. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, сформированный под этими сетями, является исключительно собственностью Российской Федерации, полномочным органом по управлению и распоряжению данными землями является управление Росимущества.
При наличии спорной ситуации относительно полномочий администрации Гремячинского муниципального района распоряжаться земельным участком, являющимся согласно полученных регистрирующим органом документов собственностью Российской Федерации, и в связи с отсутствием у Росреестра компетенции по вопросам установления принадлежности объекта недвижимого имущества, в частности, ВЛ-35 кВ "Угольная-Гремячая-II" к федеральной энергетической системе, и обоснованности правопритязаний тех или иных субъектов в отношении указанного земельного участка, регистрирующим органом правомерно отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 24.02.2010 N Аю-110/6.
При изложенных обстоятельствах, суды, удовлетворяя заявленные требования, допустили нарушение норм права, что в силу ч.1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанции.
Поскольку судами установлены все необходимые обстоятельства дела, суд кассационной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, в соответствии с ч.1 п.2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе принять новое решение.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в удовлетворении заявления общества "МРСК Урала" о признании незаконным решения от 23.03.2011 N 18/033/2010-295 об отказе в государственной регистрации договора от 24.02.2010 N Аю-110/6 аренды земельного участка площадью 684,5 кв. м с кадастровым номером 59:04:0000000:46, расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, кварталы 285, 286, 288 Средне-Усьвинского лесничества, кварталы N 209, 215, 216, 220, 110, 111, 112, 126 Вильвенского лесничества, следует отказать.
В соответствии с подп. 1.1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители кассационной жалобы пользуются льготой по уплате государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина в кассационной инстанции не взыскивается (п. 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139).
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.08.2011 по делу N А50-8538/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2011 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 23.03.2011 N 18/033/2010-295 об отказе в государственной регистрации договора от 24.02.2011 аренды земельного участка отказать.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абз. 4, 6, 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
...
Из имеющегося в материалах дела письма от 28.02.2011 управления Росимущества, данного в ответ на запрос управления Росреестра, видно, что земельный участок с кадастровым номером 59:04:0000000:46 отнесен к федеральной собственности.
Кроме того, в письме от 21.03.2011 N 01-16-794/03 управление Росимущества сообщило, что Чусовские электрические сети входят в состав Единой энергетической системы Российской Федерации независимо от того, включены ли они в соответствующий реестр, в связи с чем на основании ст. 71 Конституции Российской Федерации, ч. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, сформированный под этими сетями, является исключительно собственностью Российской Федерации, полномочным органом по управлению и распоряжению данными землями является управление Росимущества.
...
В соответствии с подп. 1.1 пункта 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители кассационной жалобы пользуются льготой по уплате государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина в кассационной инстанции не взыскивается (п. 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2012 г. N Ф09-10002/11 по делу N А50-8538/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7443/2012
29.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7443/12
20.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10002/11
18.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9541/11