Екатеринбург |
|
27 февраля 2012 г. |
Дело N А50-8537/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Столярова А.А., Маликовой Э.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Территориальное управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.08.2011 по делу N А50-8537/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" в лице филиала "Пермэнерго" (ОГРН: 1056604000970, ИНН: 6671163413; далее - общество "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Росреестра о признании незаконным отказа от 23.03.2011 N 18/033/2010-296 в государственной регистрации договора от 24.02.2010 N Аю-110/8 аренды земельных участков площадью по 205 кв. м каждый с кадастровыми номерами 59:04:0000000:42, 59:04:0000000:43 для целевого использования - под электросетевой комплекс "Гремячая-1", ВЛ 110 кВ (цепь 1; цепь2), расположенных по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, на юго-запад от западной границы городской черты; об обязании зарегистрировать договор аренды.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Росимущества.
Решением суда от 15.08.2011 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества "МРСК Урала" отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 16, 29, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации). По мнению заявителя жалобы, судами не учтено наличие спора о праве в отношении названного земельного участка. Управление Росреестра указывает, что оно не располагает всеми необходимыми документами, свидетельствующими об образовании спорных земельных участков, данный вопрос не может быть разрешен без привлечения к участию в деле ФБУ "Кадастровая палата по Пермскому краю". Кроме того, в рамках дела о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды, рассматриваемого по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, недопустимо выяснение вопроса о принадлежности спорного объекта тому или иному лицу. Управление Росреестра также не согласно с выводами судов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на земельных участках объектов федеральной энергетической системы. По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что в компетенцию регистрирующего органа не входит определение соответствия объектов электросетевого хозяйства установленным законодательством критериям.
Территориальное управление Росимущества в своей жалобе также просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества "МРСК Урала" отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 9, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, в настоящем случае права общества "МРСК Урала" не нарушены, поскольку спорные земельные участки являются федеральной собственностью, орган местного самоуправления не вправе был ими распоряжаться, в том числе предоставлять в аренду обществу "МРСК Урала". Кроме того, Территориальное управление Росимущества считает, что к участию в деле следовало привлечь администрацию Гремячинского муниципального района, поскольку судебные акты по данному делу могут затронуть ее права как арендодателя по договору аренды.
В представленном отзыве Управление Росреестра поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе Территориального управления Росимущества, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества "МРСК Урала" - отказать.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "МРСК Урала" является собственником электросетевого комплекса Подстанции Гремячая-1 ВЛ-110 кВ в составе по состоянию на 22.07.2002 (арх. N 59-14/3-000-004591-001), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 11.07.2008 серии 59 БА N 0900679.
Постановлением Главы администрации Гремячинского муниципального района от 24.02.2010 N 71 принято решение о предоставлении обществу "МРСК Урала" в аренду земельного участка общей площадью 205 кв. м с кадастровым номером 59:04:0000000:42, расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, на юго-запад от западной границы городской черты, для целевого использования под электросетевой комплекс "Гремячая-1", ВЛ 110 кВ (цепь 1), и общей площадью 205 кв. м с кадастровым номером 59:04:0000000:43, расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, на юго-запад от западной границы городской черты, для целевого использования под электросетевой комплекс "Гремячая-1", ВЛ 110 кВ (цепь 2).
На основании данного постановления между муниципальным образованием Гремячинский муниципальный район (арендодатель) и обществом "МРСК Урала" (арендатор) заключен договор аренды от 24.02.2010 N Аю-110/08 указанных земельных участков, сроком на 49 лет.
Земельные участки переданы арендатору по акту приема-передачи от 24.02.2010.
Общество "МРСК Урала" 10.12.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельных участков от 24.02.2010 N Аю-110/8.
При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов у Управления Росреестра возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации договора, в связи с чем государственная регистрация приостанавливалась сроком на три месяца для представления документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, поскольку земля была предоставлена в аренду на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и выяснения правомерности заключения договора аренды муниципальным образованием Гремячинский муниципальный район, так как правообладателем земельного участка в кадастровом паспорте указана Российская Федерация. До истечения срока приостановления государственной регистрации обществом "МРСК Урала" представлены документы, подтверждающие право собственности общества на строения, находящиеся на спорном земельном участке.
В целях устранения сомнений при определении собственника на заявленные к регистрации земельные участки и установления полномочий муниципального образования на распоряжение ими Управление Росреестра 28.12.2010 направило запрос в Территориальное управление Росимущества.
Территориальное управление Росимущества в письме от 28.02.2011 N 01-16-144/05 указало на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:04:0000000:42, 59:04:0000000:43 отнесены к федеральной собственности.
Управление Росреестра 23.03.2011 письмом N 18/033/2010-296 отказало обществу "МРСК Урала" в государственной регистрации договора аренды от 24.02.2010 N А0-110/8 на основании абз. 4, 6, 8 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации, ссылаясь на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; правоустанавливающий документ свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества. Регистрирующий орган пришел к выводу о том, что главой Гремячинского муниципального района превышены полномочия по распоряжению земельными участками, а правоустанавливающий документ - постановление главы администрации Гремячинского муниципального района от 24.02.2010 N 82, является незаконным, то есть договор аренды заключен в нарушение действующего законодательства лицом, неуполномоченным распоряжаться спорными земельными участками.
Общество "МРСК Урала", полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что обществом "МРСК Урала" на государственную регистрацию представлены все необходимые документы, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды у регистрирующего органа не имелось. Договор аренды отвечает требованиям, предъявляемым законодательством для такого вида договоров. Доказательств того, что переданные по этому договору земельные участки заняты объектами федеральной энергетической системы или иными объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, не представлено. Указание в кадастровых паспортах на то, что спорные земельные участки находятся в государственной собственности, не означает автоматического отнесения их исключительно к федеральной собственности. Наличие спора о праве из представленных на государственную регистрацию документов не усматривается.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты следует отменить, в удовлетворении заявленных обществом "МРСК Урала" требований - отказать.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13, абз. 11 п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов и проверку законности сделки, проверяет юридическую силу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абз. 4, 6, 8 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Судами установлено, что на государственную регистрацию договора аренды обществом "МРСК Урала" представлены, в том числе кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 59:04:0000000:42, 59:04:0000000:43, от 14.10.2010 N 5904/260/10-0410 и N 5904/260/10-0411.
Как следует из данных кадастровых паспортов, указанные земельные участки являются собственностью Российской Федерации, категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, иного специального назначения", вид разрешенного использования: "под электросетевой комплекс "Гремячая-1", ВЛ 110 кВ (цепь 1, цепь 2)".
В ответ на запрос Управления Росреестра Территориальное управление Росимущества в письме от 28.02.2011 N 01-16-144/05 указало на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:04:0000000:42, 59:04:0000000:43 отнесены к федеральной собственности.
Кроме того, в письме от 21.03.2011 N 01-16-794/03 управление Росимущества сообщило, что Чусовские электрические сети входят в состав Единой энергетической системы Российской Федерации независимо от того, включены ли они в соответствующий реестр, в связи с чем на основании ст. 71 Конституции Российской Федерации, ч. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, сформированный под этими сетями, является собственностью Российской Федерации, полномочным органом по управлению и распоряжению которыми является управление Росимущества.
Таким образом, поскольку из полученных регистрирующим органом документов следовало, что земельный участок является собственностью Российской Федерации, и в связи с отсутствием компетенции устанавливать принадлежность объекта, расположенного на спорном земельном участке, к федеральной энергетической системе, а также разрешать иные вопросы, связанные с правомерностью притязаний тех или иных субъектов в отношении прав собственника и полномочий на распоряжение земельным участком, Управлением Росреестра правомерно отказано в государственной регистрации договора аренды земельных участков от 24.02.2010 N Аю-110/8.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением положений ст. 20 Закона о государственной регистрации, в удовлетворении заявления общества "МРСК Урала" о признании незаконным решения от 23.03.2011 N 18/033/2010-296 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 24.02.2010 N Аю-110/8 следует отказать (п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.08.2011 по делу N А50-8537/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" отказать.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ответ на запрос Управления Росреестра Территориальное управление Росимущества в письме от 28.02.2011 N 01-16-144/05 указало на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:04:0000000:42, 59:04:0000000:43 отнесены к федеральной собственности.
Кроме того, в письме от 21.03.2011 N 01-16-794/03 управление Росимущества сообщило, что Чусовские электрические сети входят в состав Единой энергетической системы Российской Федерации независимо от того, включены ли они в соответствующий реестр, в связи с чем на основании ст. 71 Конституции Российской Федерации, ч. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, сформированный под этими сетями, является собственностью Российской Федерации, полномочным органом по управлению и распоряжению которыми является управление Росимущества.
...
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением положений ст. 20 Закона о государственной регистрации, в удовлетворении заявления ... о признании незаконным решения от 23.03.2011 N 18/033/2010-296 об отказе в государственной регистрации договора аренды от 24.02.2010 N Аю-110/8 следует отказать (п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2012 г. N Ф09-50/12 по делу N А50-8537/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7442/2012
29.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7442/12
27.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-50/2012
26.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10030/11