Екатеринбург |
|
06 марта 2012 г. |
Дело N А34-2546/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (далее - управление Росфиннадзора) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2011 по делу N А34-2546/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления Росфиннадзора - Лобанов А.В. (доверенность от 20.01.2012);
государственного учреждения "Управление капитального строительства Курганской области" (далее - учреждение) - Веретнов В.П. (доверенность от 28.11.2011).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к управлению Росфиннадзора о признании недействительным предписания от 11.05.2011 N 43-03-29/1007 об устранении выявленных нарушений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Агентство независимой оценки "Эксперт" (далее - общество "Эксперт").
Решением суда от 30.09.2011 (судья Шестакова Л.П.) заявление учреждения удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росфиннадзора просит указанные судебные акты отменить, оспариваемое предписание признать законным и обоснованным. Заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку нарушения выявлены независимой экспертизой, то управление Росфиннадзора не имело оснований по иному квалифицировать нарушение и применять иной порядок определения суммы нецелевого расходования бюджетных средств. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемое предписание не нарушает прав заявителя, так как он не отрицает факт оплаты работ, которые фактически не выполнялись подрядчиком; указанный факт выводами судов не опровергнут.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить вынесенные по данному делу решение и постановление без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что по результатам проведённой управлением Росфиннадзора в соответствии с поручением полномочного представителя Президента Российской федерации в Уральском Федеральном округе проверки целевого расходования учреждением средств резервного фонда Президента Российской Федерации по работам на объекте - Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная больница имени Красного Креста" - составлен акт от 27.04.2011, в котором зафиксировано нарушение учреждением требований ст. 70, 82 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п. 1.1 государственного контракта от 04.05.2010 N 12, выразившееся в незаконном (неправомерном) расходовании средств в сумме 135 848 руб., выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 19.09.2010 N 617-рп по направлению 055-1104-0700200-017-310 (по направлению областного бюджета - 133-0901-0700200-930-310), в виде стоимости оплаченных строительно-монтажных работ, но не выполненных при реконструкции здания Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная больница Красного Креста", расположенного по адресу: г. Курган, пр. Конституции, д. 38.
Управлением Росфиннадзора в Курганской области в отношении заявителя вынесено предписание от 11.05.2011 N 43-03/29/1007 об устранении выявленных нарушений путем возмещения в доход федерального бюджета средств в сумме 135 848 руб.
Не согласившись с названным предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требование заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия совокупности условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации (ст. 82 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что приказом Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области от 30.12.2009 N 382 учреждение наделено полномочиями государственного заказчика по объекту - Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная детская больница имени Красного Креста".
По результатам проведенного аукциона 04.05.2010 между государственным заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "ДСМ" (далее - общество "ДСМ") заключен государственный контракт N 12 на выполнение комплекса проектных и строительно-монтажных работ на объекте "реконструкция ГБУ "Курганская областная детская больница имени Красного Креста" на общую сумму 62 265 000 руб. Условиями указанного контракта финансирование определено за счет средств областного и федерального бюджетов.
Согласно акту о приемке выполненных работ за ноябрь 2010 г. от 23.11.2010 N 4/1 и справке о стоимости выполненных работ и затрат от 23.11.2011 N 4/1 строительно-монтажные работы выполнены обществом "ДСМ" и приняты государственным заказчиком на сумму 6 500 000 руб.
На основании распоряжения Президента Российской Федерации от 19.09.2010 N 617-рп "О выделении в 2010 году средств из резервного фонда Президента Российской Федерации" в 2010 году Минсоцразвития Российской Федерации из резервного фонда Президента Российской Федерации для реконструкции здания Курганской областной больницы имени Красного креста выделено 6 500 000 руб., которые Департаментом строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области доведены до учреждения расходным расписанием от 24.11.2010 и зачислены на его лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Курганской области.
Учреждением в соответствии с государственным контрактом от 04.05.2011 N 12 названная сумма перечислена платежным поручением от 01.12.2010 N 65086 обществу "ДСМ".
В целях осуществления контроля за правомерностью расходования средств, выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации, управление Росфиннадзора заключило договор с обществом "Эксперт", которое произвело контрольный обмер и строительно-техническую экспертизу реконструированного объекта - Государственное бюджетное учреждение "Курганская областная детская больница имени Красного Креста".
В техническом заключении строительной экспертизы N 02.03-17 общество "Эксперт" указало, что работы по реконструкции здания больницы за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации выполнены с отступлением от Акта приемки выполненных работ (формы КС-2) за ноябрь 2010; не выполнены работы, указанные в акте формы КС-2 от 23.11.2010 N 4/1 в пунктах 11, 12, 13, 14; стоимость работ, учтенных в акте формы КС-2 от 23.11.2010 N 4/1 за ноябрь 2010, но не выполненных при реконструкции здания государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская больница имени Красного креста", составляет 135 848 руб. Стоимость невыполненных, но оплаченных работ по акту формы КС-2 от 23.11.2010 за ноябрь 2010 определена обществом "Эксперт" по Федеральным единичным расценкам.
На основании выводов, содержащихся в указанном техническом заключении общества "Эксперт", управление Росфиннадзора квалифицировало расходование учреждением суммы 135 848 руб. в качестве неправомерного использования средств федерального бюджета.
Судами на основании оценки всех представленный в материалы дела доказательств установлено, что часть работ, указанных в акте формы КС-2 и принятых учреждением, действительно не выполнена, однако при определении стоимости невыполненных работ и, соответственно, суммы нецелевого расходования выделенных средств управление Росфиннадзора не учло, что согласно Рабочей и проектной документации (раздел 11, смета на строительство объекта капитального строительства государственное бюджетное учреждение "Курганская областная детская больница имени Красного креста") сводно-сметный расчет составлен обществом "ДСМ" в базовых ценах на 01.01.2000 по Территориальным единичным расценкам, определение стоимости выполненных работ по акту формы КС-2 о приемке выполненных работ за ноябрь 2010 от 23.11.2010 N 4/1, стоимости выполненных работ в справке от 23.11.2010 N 4 произведено также в Территориальных единичных расценках, выплаченная заявителем обществу "ДСМ" сумма стоимости работ рассчитана исходя из Территориальных единичных расценок, в то время как Федеральные единичные расценки, по которым общество "Эксперт" определяло стоимость строительно-монтажных работ, превышают Территориальные единичные расценки.
Поскольку управление Росфиннадзора в Курганской области не подтвердило обоснованность расчета указанной в оспариваемом предписании суммы, подлежащей перечислению в доход федерального бюджета, то при таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования учреждения.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу пределов полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2011 по делу N А34-2546/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В техническом заключении строительной экспертизы N 02.03-17 ... указало, что работы по реконструкции здания больницы за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации выполнены с отступлением от Акта приемки выполненных работ (формы КС-2) за ноябрь 2010; не выполнены работы, указанные в акте формы КС-2 от 23.11.2010 N 4/1 в пунктах 11, 12, 13, 14; стоимость работ, учтенных в акте формы КС-2 от 23.11.2010 N 4/1 за ноябрь 2010, но не выполненных при реконструкции здания государственного бюджетного учреждения "Курганская областная детская больница имени Красного креста", составляет ... Стоимость невыполненных, но оплаченных работ по акту формы КС-2 от 23.11.2010 за ноябрь 2010 определена обществом "Эксперт" по Федеральным единичным расценкам.
...
Судами на основании оценки всех представленный в материалы дела доказательств установлено, что часть работ, указанных в акте формы КС-2 и принятых учреждением, действительно не выполнена, однако при определении стоимости невыполненных работ и, соответственно, суммы нецелевого расходования выделенных средств управление Росфиннадзора не учло, что согласно Рабочей и проектной документации (раздел 11, смета на строительство объекта капитального строительства государственное бюджетное учреждение "Курганская областная детская больница имени Красного креста") сводно-сметный расчет составлен обществом "ДСМ" в базовых ценах на 01.01.2000 по Территориальным единичным расценкам, определение стоимости выполненных работ по акту формы КС-2 о приемке выполненных работ за ноябрь 2010 от 23.11.2010 N 4/1, стоимости выполненных работ в справке от 23.11.2010 N 4 произведено также в Территориальных единичных расценках, выплаченная заявителем ... сумма стоимости работ рассчитана исходя из Территориальных единичных расценок, в то время как Федеральные единичные расценки, по которым ... определяло стоимость строительно-монтажных работ, превышают Территориальные единичные расценки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2012 г. N Ф09-847/12 по делу N А34-2546/2011