Екатеринбург |
N Ф09-678/12 |
13 марта 2012 г. |
Дело N А76-7300/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Абозновой О.В., Вербенко Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пылаевой А.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц - связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (далее - общество "УТСК", ответчик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу N А76-7300/2011 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "УТСК" - Попова Е.С. (доверенность от 01.01.2011 N 361);
открытого акционерного общества "Челябинскгоргаз" (далее - общество "Челябинскгоргаз", истец) - Кох О.В. (доверенность от 03.10.2011 N 42).
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Челябинскгоргаз" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу "Уральская теплосетевая компания" о взыскании 743 030 руб. 26 коп., составляющих сумму специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям за январь 2011 г., а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 17 860 руб. 61 коп.
Определением суда от 29.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет "ЕТО").
Решением суда от 25.07.2011 (судья Наконечная О.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 (судьи Махрова Н.В., Карпусенко С.А., Логиновских Л.Л.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены. С общества "УТСК" в пользу общества "Челябинскгоргаз" взыскано 743 030 руб. 26 коп. долга.
В кассационной жалобе общество "УТСК" просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на необоснованность вывода апелляционного суда об исключении специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям из структуры тарифов на услуги по транспортировке газа. Заявитель поясняет, что осуществляет оплату услуг по транспортировке газа в полном размере в соответствии с утвержденным ФСТ России тарифом на 2011 г.
Как установлено судом, 11.12.2007 между обществом "Челябинскгоргаз" (газораспределительная организация) и обществом "УТСК" (покупатель) подписан договор на транспортировку природного газа N 1048/08/1014-"П", по условиям которого газораспределительная организация обязуется осуществлять по своим сетям транспортировку природного газа покупателю на Челябинские Северо-западную и Юго-западную котельные, а покупатель обязуется оплачивать услуги по транспортировке газа в порядке и сроки, предусмотренные договором (п. 2.1 договора).
Согласно п. 5.1 договора тариф за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам определяется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
При изменении тарифа на услуги по транспортировке газа в период действия настоящего договора (ФСТ России), измененный тариф принимается без предварительного согласования сторон.
Покупатель в течение месяца транспортировки газа еженедельно равными долями оплачивает услуги по транспортировке газа на расчетный счет газораспределительной организации (п. 5.2 договора).
Окончательные расчеты за услуги по транспортировке газа производятся ежемесячно на основании акта приема-передачи газа, подписанного газораспределительной организацией и покупателем, и счета-фактуры в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным (п. 5.3 договора).
В январе 2011 г. истец оказал ответчику услуги по транспортировке газа в количестве 57 244,242 тыс.м/куб., что подтверждается актами о количестве транспортированного газа от 31.01.2011 и от 31.01.2011 N 591.
Объем транспортированного газа сторонами не оспаривается.
Для оплаты услуг по транспортировке газа в январе 2011 г. истцом в адрес ответчика выставлен счет-фактура от 31.01.2011 N 449 на сумму 7 783 359 руб. 29 коп.
Ответчиком произведена частичная оплата услуг в размере 7 040 329 руб. 02 коп. Неоплаченная сумма составила 743 030 руб. 26 коп. и является специальной надбавкой в размере 11 руб. /тыс.м/куб.
В связи с неисполнением обществом "УТСК" обязательства по оплате спорных услуг за январь 2011 г. в сумме 743 030 руб. 26 коп., общество "Челябинскгоргаз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что размер специальных надбавок включается в тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям согласно Методике определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденной приказом ФСТ России от 15.08.2006 N 187-э/4 (далее - Методика).
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд пришел к выводу о том, что полномочия по установлению специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям переданы на уровень субъектов Российской Федерации, и с 01.01.2011 специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации, являются отдельным элементом ценообразования на газ и не включаются в структуру тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Вывод суда апелляционной инстанции соответствует установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставку газа и оказанные услуги.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 5 и 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно приказу ФСТ России от 10.12.2010 N 426-э/16 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Челябинской области" с 01.01.2011 утверждены дифференцированные по группам потребителей тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "Челябинскгоргаз" на территории Челябинской области (приложение 5 к приказу).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" абзац первый изложен в следующей редакции: "Установить, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду первый абзац Постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации"
На основании изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что полномочия по установлению специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям переданы на уровень субъектов Российской Федерации, и с 01.01.2011 специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации, являются отдельным элементом ценообразования на газ и не включаются в структуру тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Согласно Постановлению комитета "ЕТО" N 52/5 с 01.01.2011 установлены специальные надбавки (без учета НДС) к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программы газификации, включающие дополнительные налоговые платежи, возникающие от введения специальных надбавок, в размерах соответственно для общества "Челябинскгоргаз" - 11,00 руб. /1000 куб. м (в частности, дополнительные налоговые платежи, возникающие от введения специальных надбавок - 2,20 руб. /1000 куб. м).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учетом разъяснений комитета "ЕТО" апелляционный суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика 743 030 руб. 26 коп., составляющих сумму специальной надбавки к тарифу на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям за январь 2011 г.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что размер специальных надбавок в спорный период включен в тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных апелляционным судом.
Постановление апелляционного суда принято на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2011 по делу N А76-7300/2011 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно приказу ФСТ России от 10.12.2010 N 426-э/16 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Челябинской области" с 01.01.2011 утверждены дифференцированные по группам потребителей тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "Челябинскгоргаз" на территории Челябинской области (приложение 5 к приказу).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" абзац первый изложен в следующей редакции: "Установить, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2012 г. N Ф09-678/12 по делу N А76-7300/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7723/12
04.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7723/12
13.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-678/12
02.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9198/11